Если девочка подросток плохо учится. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Содержание

Что делать, если подросток ничего не хочет?

Если девочка подросток плохо учится. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

С позиции взрослого человека подростковая жизнь представляется как время бурных страстей, увлечений, переживаний и приключений. И порой она выглядит действительно так (иногда даже слишком, и тогда возникают проблемы другого рода, но в этой статье речь пойдет не о них).

Но порой реальность оказывается гораздо более скучной и обыденной, нежели родительские представления. Подростки, которые ничего не хотят – вот насущная проблема многих современных мам и пап.

И ниже мы поговорим именно о ней, попытаемся разобраться в ее причинах и вариантах того, как помочь ребенку с мотивацией.

Возможные причины подростковой апатии

Начнем с того, что разберемся с предпосылками подобного поведения. Их может быть очень много, но самые распространенные – следующие.

За ребенка все решают родители

Возможно, сейчас вы подумали: «это точно не про меня».

Забавно то, что так думают решительно все родители, не дающие своему сыну или дочери вдохнуть полной грудью (не факт, что вы относитесь к их числу, но все же постарайтесь оценить свое поведение беспристрастно, насколько это возможно).

Обычно в таких случаях речь идет о достаточно активных, энергичных родителях, нередко – разведенных, достаточно часто – много работающих, чтобы обеспечить семью, и с ранних лет приучающих детей к самостоятельности.

И чаще всего в подобных семьях у мам и/или пап есть некоторые идеалистические представления о том, каким должен быть их ребенок.

Чаще всего это что-то возвышенное и «достойное»: трудолюбивый, инициативный, послушный, внимательный, не эгоистичный, успешный, и так далее.

Какой у подростка характер на самом деле, кем он хочет быть, и что сделает его по-настоящему счастливым – все это остается без внимания.

При этом формально сыну/дочери могут оставлять право выбора, но без возможности реально совершить его на практике. Что-то в духе: «Куда ты хочешь сходить: в кино с друзьями или к репетитору по английскому языку? Репетитор как раз говорил, что тебе нужно подтянуть Present PerfectContinuous к контрольной».

Или: «Ты хочешь играть в футбол или ходить в художественную студию? Заниматься спортом полезно, тебе бы не помешало больше тренироваться». Примеры, возможно, утрированные, но суть в том, что родители вроде бы как предоставляют ребенку возможность принимать решение самому, но при этом отчетливо дают понять, какой вариант «правильный», «хороший», одобряемый, а какой – не очень.

И в этом «не очень» обычно скрывается именно то, чего подростку действительно хотелось.

В результате ребенок понимает, что страстно желать чего-то, мечтать о чем-то – абсолютно бесполезно. Все равно придется подчиняться тому, что скажут родители. А раз так – то проще ничего не хотеть, чем снова и снова испытывать разочарование и бессилие.

Подросток рос в «тепличных» условиях

Несколько другая причина того, что девочка или юноша ничего не хочет, заключается в отсутствии препятствий как таковых.

Чтобы к чему-то стремиться, прикладывать какие-то усилия для достижения поставленной цели, необходима определенная степень напряжения; несоответствие реальности желаемой картине (с реальной возможностью это изменить); противоречия, побуждающие бороться (но противоречия, опять же, реально разрешаемые).

Однако если ребенку с детства преподносили все на блюдечке с серебряной каемочкой, то он не знает, каково это. Он в принципе не усвоил моделей поведения, предполагающих постановку целей и стремление к ним. Все в природе, вплоть до человеческой психики, работает по принципу максимального сбережения энергии.

Дескать, зачем тратить силы, зачем испытывать напряжение, бороться с какими-то трудностями, если все и так будет хорошо? Если подросток живет комфортной приятной жизнью, если все его желания более-менее удовлетворяются, и его, по большому счету, все устраивает? Вот и получается, что ребенок, по сути, ничего не хочет.

Ведь играть в компьютерные игры/смотреть сериалы/лежать и плевать в потолок гораздо проще, чем за что-то бороться.

Недостаток общения со сверстниками

Это общее название для целой группы возможных причин отсутствия мотивации у подростка. Дело в том, что в переходном возрасте главной активностью ребенка является именно общение со сверстниками.

В это время он учится преподносить себя, находить свое место в коллективе, начинает проявлять недвусмысленный интерес к противоположному полу.

И все это крайне важно для его гармоничного развития, для того, чтобы спустя несколько лет он смог стать полноценным, уверенным в себе взрослым человеком.

В это время для подростка действительно важно, того ли покроя на нем джинсы, что думает о нем авторитетный одноклассник/одноклассница, или достаточно ли стильная у него прическа.

Вам это все может казаться ерундой, но для него это – по-настоящему серьезные проблемы.

И ему важно и нужно «вариться» во всем этом, пробовать разные стили поведения, ошибаться, добиваться признания сверстников – словом, проводить с ними достаточно много времени, чтобы во всем разобраться.

Если же у него такой возможности нет (из-за кружков и репетиторов, из-за обязанности ухаживать за младшими сестрами/братьями или родительского «не трать время на шатания абы где абы с кем»), то он утрачивает доступ к важной части своей жизни.

Другие подростки общаются, гуляют, встречаются, ссорятся, пусть даже дерутся – а он остается где-то в стороне, как будто и не живет вовсе. И никакие хорошие отметки или победы на выставках ему этого не заменят.

Эта ситуация вызывает настолько большой разлад в душе ребенка, что он начинает относиться к жизни апатично и, в результате, ничего не хочет.

Сложное психологическое состояние

Это тоже достаточно общее название, за которым может скрываться многое.

Важно помнить, что подросток – такой же живой человек, как и все остальные, и он вполне может испытывать сильный стресс, депрессию, переживать из-за каких-то проблем в личной жизни, и так далее.

Причем это возможно даже в том случае, если со стороны кажется, что у него, как будто бы, ничего серьезного в жизни и не происходило.

Кто-то тяжело переживает развод, кто-то – смерть любимой собаки, кто-то – разлад в отношениях с другом или проблемы с коллективом одноклассников в принципе. Распознать тяжелое состояние ребенка не всегда легко, но обычно оно включает в себя несколько из следующих симптомов:

  • Пессимизм или страх в отношении будущего.
  • Негативное восприятие себя, других людей или окружающего мира.
  • Мысли о смерти и размышления о том, что, возможно, без подростка мир был бы лучше (соответственно, узнать о таких мыслях можно из вскользь оброненных слов ребенка).
  • Отсутствие интереса даже к тому, что раньше вызывало у парня/девушки жгучий интерес.
  • Нежелание или даже страх перед общением.
  • Какие-либо изменения в режиме дня подростка: например, проблемы со сном, отсутствие аппетита (или, напротив, чрезмерная прожорливость).

Если ваш сын/дочь серьезно переживает из-за чего-то, находится в депрессии или состоянии сильного стресса, то, само собой, он/она ничего не хочет: все силы и без того уходят на этот кризис.

Возможно, в какой-то из перечисленных выше ситуаций вы уловили смутное сходство с тем, что происходит с вашим ребенком. И тогда вам уже должно стать немного более понятно, почему он ничего не хочет, и над чем нужно поработать в первую очередь, чтобы решить проблему. Однако, в любом случае, не окажутся лишними и следующие советы:

  • Верните подростку ответственность за свой выбор и свою жизнь. Это может быть сложно, но постарайтесь выкинуть из головы свои представления о том, каким он должен быть. И позвольте ему самому решать, на что тратить свое время и свои силы. Даже если, например, для поступления в университет было бы лучше, если бы он просиживал дни у репетиторов, а не играл с друзьями во дворе (или в онлайн-игру за компьютером). Поначалу подросток, не привыкший к подобному раскладу, может оставаться апатичным и не мотивированным, но постепенно он наберется смелости говорить о том, чему ему действительно хочется.
  • Не спешите удовлетворять любые просьбы ребенка по первому требованию. Возможно, когда он был маленьким, вы читали о «зоне ближайшего развития». Например, чтобы малыш научился пользоваться ложкой, нужно позволить ему несколько раз измазать себя, стол и все вокруг, но не делать все за него. С подростками это правило тоже работает. И здесь простительно пойти на хитрость и использовать желания ребенка, чтобы его растормошить. Хочет новый телефон – пусть наберет на него достаточно условных баллов, которые вы будете выдавать ему за выполненные домашние дела. Или за километры, пройденные на улице. Или за успехи в каком-то деле. Поначалу это будет добровольно-принудительная мотивация, но азарт и понимание того, что его действия могут менять реальность и давать ему желаемое, сподвигнут ребенка и на собственные свершения.
  • Позволяйте подростку иметь свободное время и общаться с друзьями. Это важно, и это не пустая трата времени. У парня/девушки не должно быть ощущения, что каждый его день расписан по часам, и гуляния со сверстниками – это непростительная роскошь. Общение с равными себе должно быть для него естественной, разрешенной частью каждодневной жизни.
  • Не пропускайте тревожные звоночки, говорящие о том, что вашему ребенку плохо. И если у вас возникли подозрения – не поленитесь отвести его к психологу. Профессионал сможет точно установить, есть ли у подростка проблемы, и помочь ему преодолеть их. Никакие разговоры по душам и житейские мудрости не заменят советов психолога, основанных на конкретной проблеме конкретного ребенка.
  • Постарайтесь уважать личность подростка и не ограничивать его жесткими рамками. Никакие требования «заняться хоть чем-нибудь», «не сидеть в компьютере/телефоне» и тому подобные не дадут нужного результата. Скорее, наоборот – грубое вторжение в личное пространство только разозлит подростка, и он не будет выполнять ваши требования хотя бы из вредности. Да и будем честны: разве вы сами не любите порой «позалипать» на ленты в соцсетях? А другие варианты времяпрепровождения лучше предлагать в более мягкой форме.

Мы надеемся, что теперь вам стало чуть более понятно, что делать, если подросток ничего не хочет. Любите и уважайте своих детей!

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/chto-delat-esli-podrostok-nichego-ne-hochet/

Подросток не хочет учиться: что делать родителям

Если девочка подросток плохо учится. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Сын-подросток заходит домой после школы, бросает сумку с учебниками. На приветствие мамы говорит: «Ненавижу эту школу! Надоели эти уроки! Не буду учиться! И вы меня не заставите!»

Мама в шоке зовет папу – иди, мол, разберись. Ну у отца метод простой.  «Не будешь учиться, говоришь? Хорошо! Телефон на стол. И к ноутбуку и телевизору не подходи неделю! Да, и гулять ты тоже не будешь!»

Сын хлопнул дверью и закрылся в комнате. Знакомая ситуация?

Почему ребенок не хочет учиться

Почему же подростки не хотят учиться? Давайте разберемся в причинах. Их как минимум может быть три

Скукотища

Витя ходит в школу, потому что надо. Иначе будут скандалы дома, мама станет расстроенной. Но вот если бы мог не учиться, не делать эти дурацкие уроки – было бы так здорово! Сидит на уроках, зевает, скучает, мало что понимает и иногда общается весь урок с одноклассниками.

В школе скучно. Так действительно бывает. К сожалению, современная школа нацелена на результат и зубрежку по учебнику. Не задумываясь особо об интересном преподавании, нацеленном на практику.

Вспомните себя в подростковом возрасте. Вам было интересно учиться? Грызть гранит науки, так сказать, не всегда хотелось.

Мне из моего школьного детства помнится, когда к нам пришла новая учительница истории. И каждый урок мы разыгрывали в ролях разные сцены. Подросток мог быть крестьянином, и к нему приезжал помещик (другой подросток) взять оброк. И они вступали в диалог, обсуждали, какой оброк крестьянин готов дать. А помещик сопротивлялся. Говорил, давай еще, этого мне мало.

Я прекрасно помню все, что мы разыгрывали на этих уроках. Это было интересно, захватывающе и запомнилось на всю жизнь! А еще это создавало отличные возможности для качественного проживания пубертата.

И тогда учиться было легко! И интересно. Жаль вот только, что учительница через несколько месяцев от нас ушла. Видимо, система ее подломила. Тогда, в моем детстве, особенно нелегко было быть новатором.

Важно! Создайте ребенку интересный условия обучение, который будут стимулировать исследовать и творить. .

Неинтересно может стать в школе, но часто эту скуку создают, сами того не ведая, родители еще в садике.

Например, когда еще до школы с ребенком чрезмерно занимались и отбили в итоге весь интерес к учебе. И если в первом классе ребенок учился еще более менее, то к подростковому возрасту интерес практически пропал. Просто однажды родители переусердствовали, готовя своего ребенка к школьной жизни.

Что можно сделать:

Если не получается найти школу, где будут преподавать интересно и с практикой, то все равно можно мягко и ненавязчиво возвращать интерес к учебе.

Делать это нужно так: 

У каждого ребенка есть предрасположенность, интерес к определенным направлениям в учебе и совершенно пассивное к другим. Присмотритесь к тому, какие из школьных предметов сыну или дочке нравятся или получаются лучше всего. Займитесь углублением знаний именно по тем предметам, в которых ребенок силен! А не по тем, где он слаб и не дотягивает.

Важно! Нужно усиливать сильные стороны, потому что именно эти предметы станут  потом основой в профессиональном самоопределении ребенка. А не те, в которых он слаб.

Итак, например, вы говорите ребенку о том, что ему легко дается история и предлагаете дополнительно ходить на исторический кружок, покупаете исторические книги, смотрите исторические фильмы, занимаетесь с репетитором историей. А в физике он слабоват. Не любит ее и не понимает. Вот физику и не трогаете.

Пусть это будет слабая тройка. Усиливая сильные стороны, вы тем самым создадите условия для  того, чтобы ребенок почувствовал себя успешным и значит повысите мотивацию к учебе.

И у вас есть выбор: ребенку будет неинтересно все, или он с удовольствием будет погружаться в какой-то один или несколько предметов с головой и будет в них разбираться.

Хочу внимания

Костя приходит со школы и долго не может сесть за уроки. То сидит в телефоне, то долго собирается. Пока не прикрикнешь – не начнёт. Начал. «Ура», — тихо про себя вздыхают родители. Но не все так просто.

Дальше начинается: «Это я делать не буду. Потому что все равно не понимаю. Здесь вообще какую-то ерунду задали.

А здесь нудно и неинтересно читать!» Мама бросает варить борщ, обращаясь к сыну: «Ну что тут непонятного? Ты опять за свое! Не хочешь ничего понимать!» И так каждый вечер.

Подросток просто привлекает внимание

Любому ребенку, даже подростку, может не хватать внимания родителей. И лучший способ получить его – долго делать уроки, отказываться ходить в школу. Ведь ребенку все равно, какое внимание он получит. Даже если вы будете ругаться и кричать на него – ведь в этот момент все ваше внимание принадлежит ему. А это именно то, что ему нужно!

Что же делать:

Восполнять потребность во внимании в другое время, а не во время разговоров про учебу и уроки.

Примечание! Какие знаки внимания вы можете уделить сыну или дочери. Это совместный просмотр фильмов, походы вместе на шоппинг, в кафе, на природу, общение по вопросам, интересным подростку.

Сразу скажу, что недостаток внимания накопился уже большой. Перед вами подросток, а значит уже минимум 11 лет ему не хватает вас. И восполнить это сразу не получится! Тут нужно время!

При этом важно минимум внимания давать во время выполнения уроков, чтобы эта закрепленная реакция привлекать внимание таким способом ушла. И максимум качественного внимания в другое время.

Хочу общаться

Маша дружит с девочками и мальчиками не только из своего класса, но и из параллельных. Она переписывается постоянно в чате с кем-то, а бывает, что злится или грустит, пообщавшись с по телефону. И при этом совсем не хочет делать уроки. Мама злится: «Тебе бы только поболтать и погулять. И больше ничего не нужно!».

Важно! Подросток просто очень хочет дружить и общаться.

А помните ли вы что-то из уроков по физике или по астрономии? Вам хоть раз в жизни пригодились знания логарифмов, корней квадратных? Ну только если вы сами не учитель в школе.

А знаете, почему мы мало помним из школьной программы старшего возраста? Потому что в этот момент у ребенка период чувствительности (его называют сензитивом) к развитию общения.

Подростку нужно в это время много общаться, отстаивать свои границы, свою точку зрения, познавать и изучать себя и противоположный пол. И предметы как таковые совершенно естественно отходят на второй план.

В подростковом возрасте абсолютно нормально много и часто общаться. И иногда даже эмоционально спорить с учителями и родителями, отстаивая свою точку зрения.

Совет. Родителям нужно создавать условия для постоянного общения ребенка и всячески поощрять его. Если этого не происходит, ребенок может ходить в школу только для того, чтоб пообщаться. И больше его особо ничего интересовать не будет.

Как заставить подростка учиться? Советы психолога

Если девочка подросток плохо учится. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Переходный возраст сложный этап не только в жизни ребенка, но и его родителей. Подросток стремится проявлять самостоятельность, показывает свою независимость и непокорность обществу.

Хорошо если он пытается самоутвердиться в учебе, но зачастую подросток ищет себя в других сферах деятельности, забывая о необходимости учиться.

Родителям потребуется терпение и советы опытных психологов, чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот рубеж и возродить его интерес к учебе.

Особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать период перехода от детства к зрелости, он приходится на промежуток времени от 11 до 15-19 лет.

В это важное для ребенка время происходит его подготовка к будущей взрослой жизни, выполнению профессиональных и семейных обязанностей.

Трудность переходного возраста в том, что к подростку перестают снисходительно относиться как к ребенку, но привилегиями взрослых он еще пользоваться не может.

Кроме того, в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, ребенку трудно привыкнуть, принять свою быстро меняющуюся внешность.

Психика так же претерпевает изменения, юноши и девушки начинают проявлять интерес друг к другу.

Поэтому на первое место вместо учебы приходит беспокойство по поводу своего внешнего вида, обретение навыков общения с противоположным полом.

В период взросления дети выражают свое неповиновение родителям, отказываются их слушать, вступают с ними в конфликт.

Это связано с поиском собственного места в жизни, попыткой ощутить себя взрослым самостоятельным человеком.

Если окружающие взрослые проявляют к подростку неуважение, постоянно обвиняют его и принуждают к совершению тех или иных действий, он становится бунтарем, восстает против общества и принятых в нем норм поведения.

Важно! В зависимости от характера и личных особенностей ребенка, в переходном возрасте он может потерять интерес к учебе. Родителям, чтобы знать, как исправить ситуацию, нужно сначала разобраться, с чем связано нежелание подростка учиться.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что
  1. дразнят его, унижают или проявляют агрессию.
  2. Он вступает в конфликты с учителями, выражает к ним неуважение.
  3. Он агрессивно ведет себя с одноклассниками, занимается выяснением отношений вместо учебной деятельности.
  • Повышенная обидчивость, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. В эти годы ребенок формирует представление о себе на основе мнения одноклассников, учителей, друзей, ближайшего окружения. Поэтому несколько замечаний учителя, особенно если он критикует ученика перед всем классом, наносят ему психологическую травму, вызывают дискомфорт. В следующий раз, учащийся будет избегать отвечать у доски, предпочтет сразу получить двойку, нежели быть осмеянным своими одноклассниками за глупый ответ.
  • Интенсивный рост организма. К 12-15 годам человеческое тело претерпевает существенные изменения, растет с ускоренной силой. При нехватке питательных веществ, витаминов и микроэлементов учащийся не может сконцентрироваться на уроках, так как на учебу просто не хватает сил, организм истощен. Родителям следует обратить внимание, если у ребенка постоянные головные боли, хроническая усталость, головокружение, – это повод обратиться к врачу, изменить рацион питания и режим дня.

Кроме изменений, происходящих с физическим телом и психикой тинэйджера, отсутствие желания учиться может быть связано с неблагоприятным влиянием ближайшего окружения.

Внешние факторы, снижающие мотивацию

Желание к учебе у подростка могут отбить родители, учителя, друзья.

Слишком жесткие, авторитарные родители подавляют личность своего чада. С годами терпение ребенка заканчивается, а с наступлением переходного возраста происходит «взрыв».

Тинэйджер, уставший от бесчисленных приказов и нравоучений, выходит из-под контроля, вступает с родителями в открытую конфронтацию или попросту игнорирует все их требования.

Поэтому, плохая учеба становится способом доказать родителям, что они потеряли свой авторитет и влияние.

Интерес к школьному предмету напрямую зависит от личности учителя, его способности найти подход к каждому ученику, способов подачи материала.

Если учитель оскорбляет учеников, не уважает их, прилюдно высмеивает за ошибки или недостатки, желание учиться пропадет у каждого. Подросток, видя в школе пренебрежение и неуважение к себе, будет прогуливать уроки.

Скучная подача материала, так же снижает мотивацию учащихся. Родителям нужно обратить внимание, не происходило ли смены учителей в тот период, когда у их ребенка снизилась успеваемость.

В переходном возрасте незрелые личности сильно подвержены влиянию извне. Подростку достаточно попасть в плохую компанию, где учеба считается делом постыдным, неинтересным и он примет это поведения за образец, эталон. В современное время родителям сложно контролировать общение своего ребенка, ведь при отсутствии посиделок с друзьями он может общаться с ними через интернет.

Как вернуть интерес ребенка к учебе: Советы психолога

Способы воздействия родителей на подростка зависят от причин, по которым он перестал учиться. Перестройку организма, половое созревание никому отменить ни в силу, однако правильное поведение родителей, тактичное отношение к детям способно смягчить острые углы, облегчить сложный период в жизни формирующийся личности.

Психологи дают следующие советы, как повысить интерес подростка к учебе, в зависимости от ситуаций:

1.Если причиной плохой учебы стала неуверенность в себе (в физических или интеллектуальных данных) родителям нужно повысить самооценку тинэйджера. Нужно постоянно говорить ему, какой он хороший, о его положительных чертах характера и достоинствах внешности.

Самооценка повышается, когда личность обретает самоутверждение в обществе.

Возможно, у ребенка талант к рисованию, красивый голос, хорошая физическая выносливость – этим достоинствам нужно найти применение, развивать любые таланты.

Видя свои успехи в любимой деятельности, тинэйджер почувствует собственную значимость, обретен уверенность в своих силах. Повышение самооценки положительно скажется на учебе, взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

2.С излишней агрессивностью и раздражительностью родителям справиться будет сложнее. Если такие проявления связаны с гормональной перестройкой организма, это закончится через некоторое время.

Родителям нужно понять, что наступил возраст, когда с их «малышом» придется разговаривать на равных, уважительно без лишних упреков.

При этом, проявление неуважения к себе нужно строго пресекать, ребенок не должен переходить допустимую границу.

3.Лучший способ для родителей заставить подростка учиться – личный пример. Если ученика родители заставляют делать уроки, а сами в это время смотрят телевизор или сидят в интернете, такая несправедливость вызовет в нем возмущение, нежелание учиться.

Когда в доме общая атмосфера расслабленности, ребенку тоже хочется отдохнуть, чем-нибудь развлечься.

Поэтому, во время, предназначенное для выполнения домашнего задания, родителям лучше заняться какой-либо полезной деятельностью.

Они могут учить иностранный язык, читать книги, осваивать новый кулинарный рецепт, заниматься ремонтом бытовой техники и прочим. Сами того не желая, дети тоже займутся полезным делом, рано или поздно сядут за уроки.

4.Если неприязнь к учебе сопровождается подавленностью, апатией, хронической усталостью – родителям нужно позаботиться об отдыхе и полноценном рационе ученика.

В современное время школьные программы сложные, темп урока быстрый, поэтому сразу после школы нельзя заставлять учащегося делать домашнее задание.

Должно пройти минимум 2,5 часа после занятий, прежде чем ученик возьмется за домашние уроки.

Кроме того, отдых должен быть разнообразным, включая прогулки на свежем воздухе, выезды на природу. Современные дети привыкли часами сидеть за компьютером, школьной партой, телевизором, это очень вредно для растущего организма и негативно сказывается на учебе.

Как замотивировать ребенка (подростка) на учёбу? Как заставить ребёнка учиться?

В любом случае, родители не должны давить на детей в подростковом возрасте, насильно заставлять их учиться под страхом наказания.

Намного более эффективной окажется правильная мотивация, объяснение подростку, какую роль в судьбе человека играет образование.

Доверительные отношения с ребенком станут возможны, если родители будут на его стороне, постараются понять трудности переходного возраста и проявят терпение, участие.

Статья обновлена: 21.11.2018

Источник: https://motivacii-net.ru/kak-zastavit-podrostka-uchitsya-soveti-psihologa/

Если подросток 13-15 лет не хочет учиться: заставить или разобраться в причинах?

Если девочка подросток плохо учится. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка.

Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения.

Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.

Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать.

Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру.

Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры.

Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь.

С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться.

В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе.

Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания.

В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко.

Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет.

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и постоянной лжи. Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха, чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник. Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку. Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым, часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал. Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем, и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых. Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Поделитесь с друзьями:

Источник: https://baragozik.ru/11-18-let/esli-podrostok-13-15-let-ne-xochet-uchitsya-zastavit-ili-razobratsya-v-prichinax.html

Что делать, если подросток не хочет учиться

Если девочка подросток плохо учится. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психологов

Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят.

Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук.

Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников.

Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2. Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут.

Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей.

Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.).

В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет. Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей.

Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки.

Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других.

Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше.

В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ).

Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье.

В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребенку?

  • Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.

  • Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.

  • Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.

  • Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся.

    Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.

  • Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице.

    Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00044.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.