Национальная платья таджикистана. Национальная одежда таджичек (Фотолента). Национальные таджикские украшения

Содержание

Таджикский национальный костюм: описание с фото, разнообразие цветов, значение орнамента, отличия между мужским и женским костюмом по крою и функционалу

Национальная платья таджикистана. Национальная одежда таджичек (Фотолента). Национальные таджикские украшения

Таджикский национальный костюм очень удобен и красив. Именно по этой причине он остается востребованным и популярным и в наше время, когда многие отказываются от национальных традиций, предпочитая одеваться в одежду, универсальную для всего мира. В этой статье мы расскажем о главных особенностях такого костюма в Таджикистане, о возможностях сочетать этнический стиль с европейским.

Главные особенности

Таджикский национальный костюм примерно одинаков по крою во всей стране, но при этом свои уникальные особенности есть практически в каждом районе. Основные отличия заключаются в цвете, вышивке, наличии разнообразных украшений.

Конечно, в наши дни молодежь и городское население все больше склоняется к универсальной европейской одежде, но благодаря своей универсальности таджикский национальный костюм продолжает пользоваться популярностью, в первую очередь, среди более консервативных сельских жителей.

Стоит подчеркнуть, что и женская, и мужская одежда таджиков очень похожа по своему крою. Преимущественно она свободная, хорошо скрывающая фигуру и туникообразная. Дело в том, что большинство жителей этого народа являются приверженцами ислама, а в этой религии излишнее облегание одежды по телу не приветствуется.

Таджикский национальный костюм особенно отличается яркостью. Одежда играет важную роль, она является отражением степени благосостояния человека, который ее носит. Считается, что чем роскошнее наряд, чем больше в нем всевозможных дорогих и богатых деталей, тем богаче его владелец.

Ткани

Отдельно стоит сказать о тканях, которые используются. Таджики традиционно живут в очень жарком климате, который непросто переносить. Именно по этой причине в таджикских костюмах, фото которых есть в этой статье, используются шелковые или хлопчатобумажные ткани.

Существует и ряд национальных таджикских материалов. К ним необходимо отнести алочу. Это особенная переливчатая полосатая ткань, которая может быть практически любого цвета. Алоча состоит из шелка и хлопка.

Также существует ткань бекасам – это полушелковая материя, которая, как правило, бывает узорчатой или в полоску. И, наконец, парча – шелковая ткань с серебряными и золотыми нитями.

Важный момент: поскольку традиционный таджикский национальный костюм (фото представлено в этом материале) является многослойным, то нижний слой одежды чаще всего шьют из дешевой ткани, чтобы сэкономить. А вот уже на верхний слой пускают более дорогую материю, чтобы подчеркнуть свой статус, даже если он не слишком высок.

Расскажем подробнее о самой популярной и известной таджикской ткани – парче. Именно она стала широко использоваться за пределами этой страны, ее применяют во многих странах мира на протяжении уже нескольких веков.

особенность парчи состоит в том, что это тяжелая ткань, сделанная на основе шелка, с особенным узором. Этот узор выполняют из металлических нитей с серебром, золотом или сплавами других металлов.

Обычно эту металлическую нить навивают на шелковый, льняной или хлопчатобумажный уток.

Из древних знаменитых на весь мир дизайнеров, которые работали с парчой, можно вспомнить Анну-Марию Гартуэйт, активная работа которой пришлась на XVIII-XIX века.

Парчу в Европе и многих других странах использовали для шитья придворной одежды знати, а также церковного облачения. Для последних целей эта ткань повсеместно используется до сих пор.

Мужская одежда таджиков

По фото мужских и женских таджикских национальных костюмов хорошо видно, в чем их схожесть и различие. Но обо всем по порядку. Основу мужского костюма среди представителей этого народа составляет хлопчатобумажная рубаха, которую называют “курта”. К ней полагаются шаровары, халат и широкий пояс.

Рубаху для мужского таджикского национального костюма, фото которого вы найдете в этой статье, шьют из большого и цельного куска ткани. Она должна быть максимально широкой и не стеснять движений.

Ее принято носить навыпуск, подпоясывая длинной и узкой полоской ткани, некоторые для этих целей используют специальный платок, который особым образом складывают по диагонали.

Интересно, что такой платок сразу выполняет несколько функций, одновременно являясь ремнем, который поддерживает шаровары, не давая им упасть, а также служит своего рода карманом, который всегда под рукой у таджикского мужчины.

Примечательно, что как раз по поясу часто можно определить статус человека, насколько он состоятелен.

Например, молодые и небогатые парни носят пояса, скрученные из нескольких платков со стандартной вышивкой бельбог или миенбанд, которая располагается на краях.

А вот богатые и успешные мужчины, которые могут себе это позволить, надевают красивые и широкие бархатные пояса, которые вышивают золотой нитью. Их называют камарбанд.

Шаровары

Обязательная деталь таджикского мужского национального костюма (фото это только подтверждает) – это шаровары. Их таджики называют иштон или эзор.

Их шьют максимально широкими, но при этом они должны сужаться к низу.

Халат

Поверх рубашки таджикские мужчины надевают халат (его называют чапан). Он особого свободного и распашного покроя, чаще всего в полоску. Таджики, которые традиционно жили в горах, предпочитали носить чапаны из некрашеной шерсти, на которых вышивали орнамент в районе ворота.

Важно, чтобы халат был стеганым. В таджикском мужском национальном костюме это зимний вариант одежды. В наше время классические чапаны давно стали настоящими музейными экспонатами, которые можно встретить только в частных коллекциях или крупных государственных собраниях национального достояния.

На смену им пришли современные чапаны, которые шьют из бархата. Интересно, что главным достоинством классического чапана, которое всеми способами стараются сохранить и в наши дни, является то, что он в холодное зимнее время удерживает тепло, а когда летом жарко – сохраняет освежающую прохладу.

Такие халаты таджикам было принято дарить на праздники, какие-то важные мероприятия в их жизни. Например, на день рождения, свадьбу, а бывало, что дарили даже на похороны.

Существовала традиция, согласной которой брат невесты не разрешал сестре отправиться в дом своего мужа, пока родственники жениха не подарят ему чапан.

Подобные традиции сохранились и во многих современных таджикских семьях. Например, даже в XXI веке в первый день свадьбы молодые выходят к гостям в чапанах, а не в современных костюмах.

При этом на каждый день сегодня практически никто эти халаты уже, конечно, не носит. Современные таджикские мужчины все чаще стараются сочетать традиционную одежду своего народа с европейской.

Например, соединяют в своем костюме пиджак с шароварами или классические брюки с чапаном.

Женский костюм

Традиционный национальный женский костюм включает в себя длинные платья-рубахи, которые называют куртами, а также двухслойные шаровары максимально свободного покроя. Рубахи должны быть сшиты таким образом: их рукава расширяются к низу, при этом их украшают вышивками. Называют их при этом по-разному, в зависимости от вида воротника.

В древние времена в подобные рубахи часто было принято вшивать ластовицы (так называли клинья или вставки) другого цвета. Считалось, что это имеет магическое значение. Существовало даже придание, что такой наряд делал женщину плодовитой, что чрезвычайно ценилось в больших таджикских семьях.

Определенное значение уделяли форме выреза женского воротника. По ней можно было определить, замужем девушка или свободна. У молодых девушек были платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. Но как только женщина выходила замуж, она обязательно начинала носить платье с вертикальным вырезом, которое украшалось вышитой тесьмой.

Вместе нижнего белья у девушек были просторные белые платья со стоячим воротничком. Интересно, что вырез у верхнего платья располагался таким образом, чтобы демонстрировать вышивку на воротнике нижнего платья. Но не более этого, никаких других элементов нижнего платья не должно было быть видно.

Верхняя женская одежда

Верхней одеждой в женском таджикском национальном костюме является стеганый халат, который еще называют цома. Он такого же туникообразного покроя, как было принято и у мужчин. Альтернативой был мунисак, который несколько отличался покроем от цома. Например, у него отсутствовал пришивной воротник, а под рукавами обязательно имелись сборки.

Начиная с XIX столетия пожилые женщины начинают носить мунисаки без тесьмы и подкладки, а только подшивают их узкой полосой ткани, отличной по цвету.

Паранджа

Большое значение в женском таджикском национальном костюме, фото которого вы найдете в этой статье, имеет паранджа или, как ее еще называли в этих местах, фаранджи. В основном таджички надевали ее, когда приезжали в большой город, где было много малознакомых и чужих людей.

В таджикском костюме для девушек паранджа символизировала ее целомудрие, чистоту, непорочность, верность и скромность. В наши дни она стала обязательным атрибутом наряда невесты.

Более того, считается, что паранджа способно защитить от темных сил беременную женщину.

В конце концов, именно этот элемент костюма позволяет женщине кормить ребенка на людях, что очень важно на первых месяцах жизни малыша.

Головные уборы

Классический головной убор для мужчин – тюбетейка. Когда становится слишком холодно, ей на смену приходят теплые меховые шапки, также голову часто обматывают шерстяными платками. Популярно в наше время остается и чалма. Ее принято надевать поверх тюбетейки или шапки.

Для женщины самой обыденной национальной одеждой остается особый головной убор, который состоит их трех составляющих. Это чалма, шапочка и платок, который называют лачака. Иногда эти элементы могут использовать независимо и отдельно один от другого.

На свадьбе голову невесты принято украшать вышитым платком, который покрывает ее грудь, лицо и шею. В наши дни все чаще можно встретить женщину в тюбетейке (тоци), в прежние времена такое не было принято.

Обувь

Для мужчин и женщин, которые живут в городах, традиционными считаются мягкие сапоги, которые называют махси. Их, как правило, носят с кожаными калошами. Также популярными раньше были легкие сапоги с жестким задником и мягким носком под названием ичиги. Их изготавливали из кожи козла, они отличались своей долговечностью.

На селе было принято надевать помимо легкой обуви сапоги на высоком каблуке, а также деревянные башмаки на трех ножках. Их называли кафши чубин.

Украшения

Примечательно, что таджики очень удачно сочетают национальные украшения с современными. Женщины часто носят подвески, кольца, ожерелья и серьги. Украшения бывают не только на ушах и шее, но и на головном уборе. Там располагаются броши, подвески и бусы.

Традиционные украшения чеканные и кованные. Они бывают из серебра, отличаясь особой массивностью. Обычно представительницы прекрасного пола одновременно носят как минимум три-четыре украшения.

Украшения носят и мужчины. В некоторых регионах им принято надевать бусы с подвесками, а в других – серьги и налобные повязки указывали на принадлежность к определенной этнической группе. Но это было раньше, сейчас украшения носят исключительно женщины.

Цвета

Большое значение имеют цвета в таджикском национальном костюме. Например, жених на свадьбу отправлялся в нательной рубахе, шароварах. Ворот у рубахи должен был быть вертикальным, сверху одевался халат, а поверх два вышитых платка.

Так вот, один платок обязательно был цветным и шелковым, а второй – белым и хлопчатобумажным. На голову одевалась тюбетейка с квадратным верхом, а на ноги – сапоги из обязательно желтого хрома.

Значение орнаментов

Важную роль играют орнаменты в национальной таджикской одежде. Например, традиционным считается орнамент гулдаста, который в буквальном переводе означает “букет цветов”. При этом каждый рисунок и цвет имеет свое значение. Так, красный – это символ солнца, а зеленый – природы.

Орнамент, изображенный на панно “Мархамат”, был особенно распространен на севере страны.

Треугольники, вышитые на нем, означали символическое изображение гор и являлись своего рода оберегами, а круг означал солнце.

Традиционно национальные таджикские украшения – кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Источник: https://FB.ru/article/397179/tadjikskiy-natsionalnyiy-kostyum-opisanie-s-foto-raznoobrazie-tsvetov-znachenie-ornamenta-otlichiya-mejdu-mujskim-i-jenskim-kostyumom-po-kroyu-i-funktsionalu

Нарядная история. Как девушка из Таджикистана создала фотопроект о национальной одежде, который стал международным

Национальная платья таджикистана. Национальная одежда таджичек (Фотолента). Национальные таджикские украшения

Сурайё – журналистка, блогер и автор нескольких этнокультурных проектов. Она делает фотографии в редких нарядах, и это не только красиво, но и помогает сохранять традиции национального костюма разных стран. Как родилась концепция и создавались самые яркие образы, а также о других крупных проектах Сурайё рассказала в интервью Limu Media.


Ей 27 лет, она родилась и выросла в Душанбе, отучилась на журналиста. С 15 лет девушка работала на радио «Овози Тоджик», где вела персидский блок и музыкальные передачи. В 2014 году получила стипендию в Турцию и прилетела на магистратуру, закончила факультет международных связей, радиотелевидение, отделение кино. Сейчас работает в генеральном консульстве Республики Таджикистан в Стамбуле. 

Один из ее проектов – это серия фотографий под общим названием «Будь в национальном», где она демонстрирует национальные костюмы и украшения народов мира. 

Какова идея проекта «Будь в национальном»?

Это мой самый любимый проект, мое дитя. Идея пришла года 3 назад: находясь за рубежом очень важно не забывать свои корни, традиции, культуру и не потеряться в современном мире.

Мне всегда было важно показать свои истоки, откуда я приехала. Еще с детства я любила национальные наряды и не только наши, но и других стран. Костюмы, украшения – меня все это очень привлекало, все эти цвета, краски. Наверное, один из самых лучших путей показать свою культуру – это одежда, кино и фотография. Я выбрала последнее. 

Первые съемки очень понравились моим друзьям и это дало мне мотивацию двигаться дальше, не останавливаясь только на одной стране. Я начала развивать проект и, путешествуя по разным странам, показывать другие костюмы.

Можно красиво миксовать современные наряды с национальными мотивами. Именно к этому я стремлюсь. Каждая страна, костюм, наряд имеют настолько богатую историю. Я бы хотела жить в то время, в 17 или 18 веке, когда можно было надевать все эти наряды ежедневно.

Хочу, чтоб это все не забывалось. Это моя цель и это то, что я хочу показать миру.
Идея заключается не только в показе одного лишь костюма, но и в архитектурных индивидуальностях страны, красоты природы.

То есть, когда мы проводим съемки – это обязательно костюм, который имеет определенную историю и место, символизирующее страну. Отмечу, что у меня нет какого-то определенного фотографа, который всегда будет со мной. В каждой стране фотограф – это выходец из этой страны.

Это добавляет свой колорит. У них свое видение страны, взгляд изнутри, так сказать.

На каком этапе сейчас этот проект?

Сейчас я уже объездила 6 стран из 12. По итогам будет создаваться календарь с 12 костюмами народов мира. На презентации календаря я планирую организовать встречу фотографов из всех 12 стран.

Мне кажется, это будет очень интересный опыт. Сейчас я также готовлю книгу о костюмах народов мира, пишу заметки, наброски. Но, с течением времени, я буду добавлять фотографии, информацию об истории костюмов.

Так и наберется материал для книги.

Сейчас в проекте 6 государств: Таджикистан, Турция, Индия, Грузия, Россия и Иран. Остальные 6 стран: это Азербайджан, Австрия или Германия и еще несколько европейский стран. Планирую завершить календарь к концу 2020 года.

Где вы находите костюмы?

Журналистика – это такая профессия, которая дает тебе возможность находить друзей во всех уголках планеты. Благодаря этому получается найти контакты и места, где можно найти костюмы. Обычно это театры, киностудии, дома моды. 

С украшениями посложнее. Иногда это копии, но если есть возможность найти исторический оригинал – то обязательно воспользуюсь.

Чтобы сделать фотографию, которая у меня в задумке, я всегда ищу разные пути и на 90% у меня получается осуществить образ, который я себе представляю.

Есть ли у вас спонсор?

Сейчас спонсора у меня нет, и он мне на данный момент не нужен. Мне важно быть независимой, а когда появляются спонсоры, то всегда вносятся изменения в задумку автора. Мне легче самой, я сама определяю свой маршрут, как ехать и какую идею осуществлять. Во время печати календаря или выхода книги спонсор будет необходим. Тогда я задумаюсь над этим вопросом и буду искать.

Есть ли любимые фотографии?

Могу сказать, что все фотографии любимые. Я не разделяю их. В каждую вкладываю душу, но можно выделить фотографию – образ восточной принцессы Согдианы, которую сделали в Гиссаре.

Еще могу выделить ту, которую мы сделали в Москве. Погодные условия были экстремальные: -25 градусов мороза. И мы снимали в одном платьице на красной площади на фоне Собора Василия Блаженного. В мороз, с красной лентой на голове. Было незабываемо. Это одна из самых моих любимых съёмок.

Были ли еще предложения по этому проекту от рекламодателей?

Несколько предложений было по поводу рекламы. Cамое интересное было от галереи «Noor Art» – сделать открытки со съемок с таджикскими костюмами. И на самом деле получилось очень здорово. 

Кто вас вдохновляет?

Это моя мама. Всё, чего я добивалась, каждая моя победа, достигнутая цель, воплощенная в реальность идея – это все благодаря ей. Она – первый человек, с которым я делюсь. Она меня всегда поддерживает, показывает правильный пуль, помогает развить идею и воплотить ее в реальность. Моя мама – это мое самое большое достижение в мире на сегодняшний день и навсегда.

У Сурайё, кстати, есть несколько других проектов. 

После проекта “Будь в национальном”, нам с мамой пришла идея начать выпускать современную одежду в национальном стиле, так как за рубежом это очень популярно. Мы начали делать это года полтора под названием «Khanzade Collection». Моя мама делает лекала, все шьется в Душанбе, а продается в Турции и других странах, где у меня есть знакомые и друзья.

Один из последних проектов – фестиваль международного фольклорного танца, который мы организовали в апреле 2019 года. Нам удалось привезти туда ребят из Таджикистана, и они впервые за 14 лет приняли в нем участие.

Сейчас занимаюсь проектом «Summer Media Camp Dushanbe», который пройдет летом 2020 года в Душанбе. Проект будет для студентов факультета журналистики из таджикских университетов. Там пройдут мастер-классы по радио, ТВ и кино вместе с представителями немецких и турецких СМИ. 

Как создавалась грузинская серия

Во время моей поездки в Тбилиси мне посчастливилось познакомиться с народной артисткой и художественным руководителем ансамбля народного танца Грузии Нино Сухишвили, которая помогла организовать мне съемку и предоставила костюмы из ансамбля. Мы снимали костюм давлури, который по сей день носят невесты на венчание. Съёмки проходили у монумента Сухишвили, которые и были родоначальниками этого ансамбля.

Как создавалась турецкая серия

Это костюм 17-18 веков Османской Империи.

Съемки проводились в главном дворце Османской Империи Топкапы, который расположен в историческом центре Стамбула. Костюм вышит тюльпанами, а также серьги, колье и кольцо с изображением этого цветка. Тюльпан – символ правящей династии того времени, поэтому носить такие украшения можно было только ее представителям.

Источник: https://limu.tj/main/people/naryadnaya_istoriya_/

Как прекрасны наши девушки

Национальная платья таджикистана. Национальная одежда таджичек (Фотолента). Национальные таджикские украшения

Современная эпоха технологического прорыва прекрасна, у людей есть такие незаменимые, удобные вещи и приспособления, как интернет, гаджеты, умные кофеварки и многое другое. Однако мы не забываем про вековые народные традиции и чтим то, что завещали нам предки. Так как всем известно, что без прошлого – нет и будущего!

Одним из таких всенародных достояний является национальная одежда. Костюмы, наряды каждого народа таят в себе нечто особенное, что связывает нас с красотой, патриотизмом и приобщает к красоте.

В этой статье, в преддверии Международного женского дня, мы решили рассказать о традиционных девичьих костюмах Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и России.

И напомнить всем, какие они Народные Красавицы.

Прекрасные кыздар из Кыргызстана

Наряд кыргызской девушки включает в себя: длинный сарафан, который также мог быть платьем, шаровары или колготки, безрукавку и головной убор (куу топу, тебетей и элечек).

В зависимости от занятости девушки и ее рода, одежда содержала определенные орнаменты, цвета и сопровождалась различными дополнительными аксессуарами и вышивкой.

Также сарафан девушки с возрастом и замужеством заменялся на набедренную распашную юбку (бельдемчи) и дополнялся тюрбаном.

Из украшений прекрасная половина кыргызского народа предпочитала серьги, кольца, браслеты и специальные украшения, вплетаемые в косы. В большинстве аксессуары выполнялись ювелирами из серебра и были весомы. Серьги считались неотъемлемым атрибутом, в частности, их дарили в знак выбора девушки в качестве невесты.

Народные красавицы Узбекистана

Узбекские традиционные костюмы отличаются своей яркостью, пестростью. Также народная одежда узбечек легкая и свободная. Это объясняется географическим положением Узбекистана и его климатом.

Национальные узбекские костюмы не сковывают движения и спасают тело от перегрева на солнце, в то же время, они отличаются особой красотой и сразу привлекают взгляд. Традиционный наряд девушки включает в себя: туникообразное платье простого покроя и свободные шаровары.

Часто основной тканью для пошива такого костюма выбирается атлас. Головной убор выбирался в основном из трех направлений: тюбетейка, платок и тюрбан. Женщины всех возрастов в традиционных нарядах Узбекистана используют украшения из дерева, серебра и золота.

Также наличие и обилие украшений говорило о роде девушки и ее достатке. Основной обувью считались ичиги – специальные удобные и мягкие сапожки без каблука.

Женские наряды в Таджикистане

Таджикские красавицы издревле носили очень пеструю и яркую одежду, традиционно девушки отпускали длинные косы и вплетали в них различные украшения. Народные таджикские наряды немного отличались у девушек с равнин и горных местностей, особенно это проявлялось в обилии ювелирных украшений и цветовой гамме в одежде.

Однако общими чертами народных нарядов неизменно оставались: платье-туника строгого пошива до пят, шаровары контрастной окраски, ширина которых сужалась к щиколотке, платок и по особым случаям распашные халаты. В некоторых регионах Таджикистана платок заменялся или дополнялся тюбетейкой. Излюбленной тканью народа был шелк.

По религии и приданиям, таджикские красавицы практически не оголяли части тела, а привлекали мужа красотой своих глаз, улыбкой и роскошными волосами.

Женские костюмы на Руси

Россия огромная страна, в ней живет много народностей и у каждой свои костюмы исключительной красоты. Однако если говорить о народных костюмах Древней Руси, то здесь основными цветами были красный, рыжий, черный, белый и голубой. Зимние и летние одеяния отличались по покрою и ткани, однако характер и общая цветовая гамма сохранялись.

Наряд русской народной красавицы может включать в себя: сарафан, передник, платок, рубаху, специальный головной убор «сорока», яркий широкий пояс, панёву.

Из украшений девушки Руси надевали ожерелье из бусин, ярких камушек и янтаря, большие нагрудные цепочки из бисера и некоторые ювелирные украшения.

По праздникам и знатным датам, а также невестам на выданье полагалось надевать головные уборы: кокошник или венец.

В зимнее время года национальные парадные костюмы дополнялись телогрейкой, расписным тулупом, перчатками или рукавицами.

Источники информации

www.matrony.ru

www.slavynka88.livejournal.com

www.limon.kg

www.asia-travel.uz

www.neweurasia.net

www.advantour.com

www.goethe.de

Автор фото: xusenru /  pixabay

Источник: https://www.molbulak.ru/news/kak-prekrasny-nashi-devushki/

Чуждая одежда: как будут защищать национальный костюм в Таджикистане — Офтоп на TJ

Национальная платья таджикистана. Национальная одежда таджичек (Фотолента). Национальные таджикские украшения

И почему власти так усиленно пытаются бороться с хиджабами.

Фото «Азия-плюс»

28 августа президент Таджикистана подписал несколько законов, касающихся соблюдения национальных традиций. Среди них в том числе и закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В тексте закона говорится именно о защите одежды от современных негативных влияний, но многие предположили, что он обязывает жителей носить исключительно национальную одежду.

Одновременно физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Некоторые СМИ предположили, что закон касается ношения национальной одежды исключительно на торжествах, праздниках и свадьбах. При этом не ясно, обязаны ли все участники торжества надевать национальные костюмы или же это просто рекомендации.

Как отметило издание «Азия-плюс», новый закон вводит поправки в главу 4 закона об «Обязанностях физических и юридических лиц при проведении свадеб и мероприятий» и это требование не будет распространяться в повседневной жизни. Как при этом жители Таджикистана должны будут защищать национальный язык и национальную культуру, неясно.

23 августа председатель парламентского комитета по вопросам семьи и социальной защиты граждан Хилолби Курбонзода сообщила, что власти подготовят рекомендации по ношению национальной одежды, но они пока ещё ничего не предоставили. Предположительно, под запрет попадут хиджабы, никабы, сатры и тюрбаны, а также «непристойная одежда, противоречащая национальной культуре и религии таджиков».

Кто будет отслеживать выполнение закона

Как сообщило издание «Азия-плюс», во всех организациях, где работает не менее 30 человек, будут созданы специальные общественные комиссии, которые будут осуществлять контроль соблюдения требований закона работниками министерств, предприятий, ведомств, учреждений и других организаций, а также будут принимать меры по предотвращению нарушений.

Если комиссия выявит нарушение закона, она должна будет сообщить об этом в уполномоченный орган или в местные постоянные комиссии.

Почему власти Таджикистана борются с хиджабами

Норма о национальной одежде — часть целой кампании по приведению граждан «к светскому внешнему виду», которая длится около 10 лет.

Вероятно, если действие закона затронет не только свадьбы, но и повседневную жизнь, он по большей части коснётся таджикских женщин. Правительство Таджикистана с 2015 года пытается бороться с «чуждой» традициям страны одеждой: паранджой, тюрбанами и сатрами – платками, завязанными спереди и прикрывающими грудь.

Начальник управления религиозных объединений Комитета по делам религии и упорядочению традиций и обрядов Хусейн Шокиров в 2016 году объяснял, что «чуждой» считается одежда, которая закрывает всё лицо.

Девушки в сатрах. Фото «Радио Озоди»

В марте 2015 года по местному телевидению начали показывать передачи про женщин, одетых в хиджабы и предоставляющих сексуальные услуги. Тогда в торговых центрах и на рынках начались массовые проверки.

Одна из уличных проституток рассказывала «Радио Азаттык», что ей действительно приходится носить хиджаб из-за рода её деятельности: если она надевала откровенную одежду и делала броский макияж, она подвергалась постоянным оскорблениям и нападкам на улице.

Ещё одна причина борьбы с хиджабами кроется в том, что власти страны опасаются исламизации. 1 сентября 2015 года президент Эмомали Рахмон выразил обеспокоенность «радикализацией общества» и появлением женщин и девушек, одетых в чёрные наряды, «не свойственных таджикской культуре и традициям», которые «не понимают, в чём смысл или значение стиля в одежде и не хотят этого понимать».

Президент отдельно выделил отличия в цветах таджикской национальной одежды.

Не преклоняйтесь перед чуждыми ценностями, не следуйте чуждой культуре! Носите наряды традиционных расцветок и покроя, а не черную одежду, так как даже траурная одежда таджикской женщины была белого, а не чёрного цвета.

В том же году Русская служба Би-би-си выяснила, что владельцам торговых точек в Душанбе «настоятельно рекомендовали» прекратить продажу исламской атрибутики.

Традиционно женщины носили платки, повязанные поверх головы, но в последние годы количество женщин и девочек в хиджабах в Таджикистане заметно возросло, хотя власти ввели запрет на ношение мусульманских головных уборов в учебных заведениях.

Большинство населения страны исповедуют ислам. Несмотря на то, что официально Таджикистан — светское государство, власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов и даже имеют решающий голос при избрании имам-хатыбов мечетей, которые ведут молитвы по пятницам.

В Душанбе опасаются, что молодёжь сможет попасть под влияние радикальных групп или станет сторонниками нетрадиционных для страны течений ислама (большинство населения — сунниты ханафитского толка, небольшая община шиитов-исмаилитов проживает в Горно-Бадахшанской автономной области на юге Таджикистана).

Государственные телеканалы также транслировали репортажи о прямой связи религиозных радикалов с теми, кто носит мусульманские головные уборы и бороды, и об их пагубном влиянии на молодёжь.

В 2015 году Комитет по делам религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов сообщил, что мошенники начали продавать поддельные лицензии на ношение бороды и хиджаба, хотя в Таджикистане даже нет органа, который мог бы выдать такое разрешение. Стоимость поддельного документа составляла около 250 сомони ( около 1700 рублей).

Как отметил Би-би-си, в прошлом Таджикистан даже вернул «тысячи студентов и школьников», обучавшихся в исламских учебных заведениях мусульманских стран. Многие из них впоследствии покинули страну из-за чрезмерного влияния спецслужб и безработицы.

Как проходит «борьба»

12 июля 2017 года Рахмон на 10-й годовщине принятия закона «Об упорядочении традиций торжеств и обрядов» объявил хиджаб и сатр «чуждыми национальным традициям и ценностям», и заявил, что «Всевышнего познают умом и поклоняются ему сердцем», а не одеждой, сатром, хиджабом, чалмой и бородой.

21 июля глава Минкульта Таджикистана Шамсиддин Орумбекзода сообщил, что исполнительный аппарат президента поручил подготовить образцы одежды, свойственной культуре таджиков, чтобы «раз и навсегда поставить точку» в дискуссиях по поводу национальной одежды. 28 июля Комитет по делам женщин и семьи при правительстве начал кампанию по борьбе с «непристойно одетыми таджичками».

3 августа издание «Азия-плюс» сообщило, что сотрудники таджикского МВД проводят разъяснительные работы с женщинами, которые носят или просто продают хиджабы на рынках в Душанбе. При этом сами женщины заявляли, что разъяснительные беседы были больше похожи на рейды.

Они рассказали, что женщин, у которых платок был повязан спереди и закрывал шею, останавливали милиционеры и представители Комитета по делам женщин и комитета по делам молодёжи и спорта, при этом общение «мало походило на разъяснение».

По словам продавщиц, им грозили штрафами до тысячи сомони (около 6,7 тысячи рублей), если они не снимут хиджаб или не перевяжут платок. Те, кто не хотел спорить, перевязывали платок, а тем, кто пытался возражать, угрожали более высоким штрафом.

Комитет по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана опроверг эту информацию. Там заявили, что штрафы за ношение хиджаба не предусмотрены, а всех, кто столкнулся с некорректным поведением представителей власти попросили сообщить в Комитет.

7 августа это опровергло и МВД Таджикистана. Руководитель пресс-службы ведомства Умарджони Эмомали в интервью «Радио Озоди» заявил, что никого за ношение чуждых нарядов, в том числе, хиджаба и сатра, а также «непристойной» одежды штрафовать не будут.

Местные аналитики отмечали, что принятие поправок — завершение кампании против хиджаба. Власти же утверждают, что борьба на самом деле идёт не с хиджабами, а с «непристойной полуголой» одеждой, противоречащей национальной культуре и религии таджиков.

Женщины в национальной одежде. Фото «Азия-плюс»

Как борьба с «чуждой» одеждой касается мужчин

17 августа «Новостной портал стран Евразии» сообщил о задержании молодого человека на улице Душанбе. Как рассказали очевидцы, причиной задержания стали шорты, которые он надел в 40-градусную жару. Источник в правоохранительных органах страны сообщил, что всем сотрудникам органов приказано задерживать и доставлять в отделения людей в «нетрадиционной для таджиков» одежде и обуви.

Портал отметил, что под запрет наряду с хиджабами и никабами попали шорты и сланцы для мужчин, а также женская закрытая обувь на толстой подошве — «иринки».

Запрещённая в Таджикистане женская обувь «иринки»

Как борьба с «чуждой» одеждой касается сферы образования

Запрет на ношение «нетрадиционной одежды» коснулся и школьников, и студентов, но при этом распространяется больше на девочек и девушек.

16 августа Минобрнауки Таджикистана рекомендовало не приходить на занятия в сатрах и паранджах, длинных шарфах и мини-юбках.

Также рекомендуется носить одежду из атласа, адраса и платья чакан (национальная одежда южных регионов страны с яркими вышитыми узорами).

Пример одежды, в которой можно ходить таджикским школьницам. Фото SudgNews

И мальчикам, и девочкам запретили носить одежду с рекламными надписями, флагами других стран, спортивную одежду вне занятий физкультуры и субботников и узкие джинсы. Также запретили яркий макияж, длинные ногти для девочек, бороды и длинные волосы для мальчиков, и татуировки для всех. Одежду рекомендовано покупать у отечественных производителей.

Минобрнауки Таджикистана отметило, что данные рекомендации подготовлены «с целью повышения национального самопознания учеников» и «предотвращения распространения чуждой для таджиков культуры».

Президент страны подписал 28 августа ещё один закон, касающийся сферы образования. Согласно ему, студентам запрещено приезжать в учебное заведение за рулём своего автомобиля.

На сайте президента сказано, что в случае неисполнения закона учащихся отчислят из учебных заведений без права восстановления. После принятия соответствующих поправок 24 августа депутат Саиджафар Усмонзода заявил, что студентам не запрещено водить автомобиль в других случаях, и сотрудники ГАИ должны это учесть.

Что в итоге можно носить

В 2015 году эксперт по социальным вопросам Дилором Рахматова рассказывала изданию «Вечёрка.tj», что процесс формирования стиля женской одежды в Таджикистане всё ещё продолжается.

Таджикские современные дизайнеры предлагают женщинам носить традиционную одежду, переделанную на современный лад, но неотъемлемой частью костюма остаётся куртаи чакан — широкое платье, украшенное ручной вышивкой.

Куртаи-чакан. Фото @alievafashion

Кроме того, всё большую популярность приобретает одежда из атласа.

Одежда от современных таджикских дизайнеров. Фото «Молбулак»

В июле издание «Азия-Плюс» также показало костюмы и платья современных таджикских дизайнеров, которые могут стать «не чуждыми» традициям страны.

Источник: https://tjournal.ru/flood/58799-chuzhdaya-odezhda-kak-budut-zashchishchat-nacionalnyy-kostyum-v-tadzhikistane

Как таджикская вышивка чакан покорила мир современной моды

Национальная платья таджикистана. Национальная одежда таджичек (Фотолента). Национальные таджикские украшения

Таджикская вышивка чакан внесена во Всемирный репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Все документы для номинации были переданы в ЮНЕСКО еще пять лет назад. И вот сейчас древний яркий орнамент занял свое почетное место.

Древний чакан на современный лад

Таджикский дизайнер Хуршед Сатторов уже давно известен за рубежом. Он постоянный участник различных показов. И именно его коллекция представляла чакан на ежегодной сессии в ЮНЕСКО, которая проходила на Маврикии. Яркий орнамент и стиль ручной вышивки понравились жюри.

Оценили также древний узор и интерпретацию в современной манере. Хуршед говорит, что такой рисунок подчеркивает женственность и стиль. Но самое главное: его коллекция «Чакан» – это дань предкам.

Ведь она пропагандирует культурное наследие таджиков не только внутри страны, но и в мире моды в целом. 

Хуршед Сатторов лично рисует эскизы, древние узоры дополняет своими, при этом не изменяя канонам сложившегося орнамента. Он долго изучал работы именитых мастериц, поэтому проникся не только любовью к этому рисунку, но и овладел техникой вышивания, узнал смысловые значения. Он много уделил внимания цветовой гамме полотна и нитей.

«В орнаменте всегда должен присутствовать белый цвет, это как говорят у нас – орзухоинек, то есть надежда на светлое, доброе и счастливое. Красный – знак огня, защита от злого», – говорит дизайнер.

История чакана

Вышивку чакан раньше, в основном, использовали в горных районах Таджикистана. Сегодня орнамент охватил все регионы республики. На Памире, на востоке страны, его вышивают на белой материи. На севере применяют сочетание двух цветов, например, желтая ткань и черный узор.

На западе республики фон для рисунка выбирают зеленый. А вот на юге (в Хатлонской области) предпочтение отдают красной основе и ярким нитям. Кстати, именно юг, а точнее город Куляб, считают родиной чакана.

Наверное, поэтому здесь он такой красочный, напоминает раннюю весну и жаркое лето. 

Правда, никто не знает, когда именно появился чакан. Но историки его относят к периоду зороастризма, связывая с культом солнца и олицетворением четырех начал. Ведь основа узора – очертания круга. Он может быть один или несколько, но остальной орнамент является дополнением и ложится стежок за стежком вокруг.

В целом, рисунок похож на распустившийся цветок. А вот если приглядеться, то «Чакан» состоит из элементов. Это не просто красивый узор, вышитый гладью – это пожелания. Например, солнце – это свет и тепло, знаки вечности и воды – символы рождения, плодородия и свежести. Голубые волнообразные линии олицетворяют долгую жизнь.

Изображение перца отпугивает злых духов и оберегает от дурного глаза.

Жительница Куляба Обидамо Бурхонова говорит, что важно понимать смысл узоров. Ведь всё должно сложиться в единую картину и гармонировать друг с другом. Иначе – это не чакан, а не замысловатая вышивка. Не отрываясь от полотна, она добавляет, что эта работа трудоемкая и требует усидчивости и терпения.

На пару объемных узора на платье уйдет дня три-четыре, а вот на панно и двух недель может не хватить. 

Обычно изготовлением чакана занимаются две мастерицы. Пока Обидамо Бурхонова вышивает, её дочь наносит узор. Она – каламкаш, что в переводе с таджикского – рисовальщица.

Именно она обозначает и тона будущего рисунка.

«С древности повелось, что чакан выполнялся обязательно на красном полотне – это цвет солнца, а сама вышивка состояла из семи цветов.

Ведь они, как и символика, несут смысловую нагрузку – пожелания и оберег. К тому же платье из такого чакана считается нарядным, его одевали только по праздникам.

Настоящее платье с этим орнаментом вышивают вручную на хлопчатобумажной ткани», – объясняет Обидамо Бурхонова. 

Обычаи

Чакан в Таджикистане популярен, особенно если он выполнен вручную. Считается, что, если костюм сделан с душой и в орнамент вложена сила, то чакан будет играть роль оберега. Он встречается на тюбетейках, сумках, картинах, посуде и покрывалах. Есть даже выражение «куртаи Чакан», что в переводе значит платье-чакан, то есть с этим орнаментом.

Оно просторное, с широкими рукавами. В старину ими обмахивались, когда было жарко. Сейчас такой наряд можно увидеть чаще только на сцене. Современные представительницы прекрасного пола предпочитают приталенную одежду покороче. В Таджикистане чакан ассоциируют не только с вышивкой, но и с танцами.

Движения должны быть яркими и динамичными как на родине чакана – в Хатлонской области.

По старым преданиям, раньше в широкие расшитые рукава такого платья закидывали сладости и дома раздавали детям, желая достатка и своему дому, и хозяевам, которые угостили конфетами.

Старожилы вспоминают, что когда в Кулябе рождалась девочка, мама или бабушка вышивали рукав от будущего платья и прятали в сундук. В будущем она должна была сама сшить всё платье и довести до конца орнамент.

Родные считали, что тогда чадо вырастет здоровым и хозяйственным.

Став старше, девушка приступала к чодари, то есть к свадебному покрывалу. Оно похоже на расшитое сюзане. Его держат над парой, когда провожают молодую невесту в дом жениха. Эта традиция сохранилась до сих пор. Его могли вышивать несколько лет.

Ведь размеры схожи с небольшим ковром, два на два. Каким бы не было современным и дорогим платье на свадьбе у невесты, в дом родителей жениха молодая сноха всегда надевает национальный наряд с узором чакан. Он может быть как белым, так и красным.

День Чакана – будущее чакана

Сегодня в Таджикистане часто проводят ярмарки ремесленников, где обязательно представлена продукция с чакан. Это название получил и Международный фестиваль мастеров. Провели его впервые, но организаторы обещали сделать традиционным.

Чтобы понять, насколько этот орнамент важен в культуре таджиков, в республиканском календаре зафиксировали новый праздник – день Чакана. И пусть не отмечен красным цветом, он и без этого очень яркий.

Отмечать намерены в середине лета, скорее всего, чтобы орнамент показал всю силу и под солнечными лучами заиграл всеми своими цветами. А их в нём, как шутят этнографы, больше чем в радужной палитре.

Источник: https://mir24.tv/articles/16344021/tadzhikskaya-gordost-kak-nacionalnyi-ornament-pokoril-mirovuyu-obshchestvennost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.