Народный головной убор женский. Русские головные уборы женские своими руками. Девичьи и женские традиционные русские народные прически

Содержание

Женские и девичьи головные уборы на Руси

Народный головной убор женский. Русские головные уборы женские своими руками. Девичьи и женские традиционные русские народные прически

К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г. Женские и девичьи головные уборы на Руси.

Веками на Руси весь женский наряд был «говорящим» и потому чем была украшена голова женщины можно было судить о ее месте жительства, роде занятий, происхождении и статусе.
Каждая губерния имела собственную моду и украшали головной убор по-особенному.

По головному убору можно было узнать социальный статус его хозяйки. Более того, именно по головному убору можно было узнать идет ли по улице барышня или замужняя женщина. Головной убор также говорил и о достатке его владелицы.

Это было видно потому как, в каких техниках и материалах был украшен головной убор Русской красавицы.

Девичий головной убор

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Повязка, сарафан, душегрея

Головные уборы шились в зависимости от того какую какого статуса была женщина. Надо сказать, что головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий были и другие.

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Старинный девичий головной убор — венец «челка»

Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна.

Мы можем назвать ее короной и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и росшивали бисером, жемчугом и камнями.

Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии.

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

Особенно красивой были коруны в северных губерниях. Они украшались драгоценными камнями. Коруны носили девушки на выдании вплоть до ХХ века.

Головной убор для замужней женщины

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

«Простоволосой», то есть без головного убора могла ходить только девица, а встретить простоволосую бабу, т е замужнюю женщину — главу рода было на Руси невозможно. Чаще всего женщина носила кику.


 Кика могла иметь «рожки», в которые вставляли плотную ткань. Эти «рога» на головном уборе должны были оберегать женщину и давать ей силу и плодородие.

Чем старше становилась женщине, тем меньше становились рога на кике.

Русский: Вотячка. 1838 г.1838ИсточникРусский: Альбом «Одежды Русского государства»

English: Album «Clothes Of Russian Country»

Сорока

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Головной убор сорока мог быть парчовый или бархатный. Сороку украшали жемчугом и золотой вышивкой. Молодухи надевали сороку в престольные праздники и берегли как самый дорогой наряд. Сорока стоила больше чем породистая лошадь.

Кокошник

Самым знаменитым головным убором, пожалуй, кокошник. Его сегодня ошибочно путают с девичьим головным убором — гребнем и венцом. Но кокошник сугубо женский головной убор!На изготовление кокошника брали простеганный или проклеенный, холст который обтягивался тканью с вышивкой. Часто ткань расшивали бисером и камнями.

Кокошник по краям украшался жемчужными нитями – ряснами. Спереди располагали сетку из жемчужин. На кокошник можно было одевать шелковые или шерстяные платки — убрусы.
 В наши дни женщины тоже носят головные уборы, только теперь практически невозможно определить откуда приехала красавица и замужем ли она.

Такой путаницы на Руси не было.

Сегодня можно посмотреть настоящие современные головные уборы в Москве в Гостином дворе по адресу: Гостиный двор вход с Варварки, дом 3, вход 15.

В Гостином дворе располагается представительство русского модельера Валентины Аверьяновой, которая продолжает сохранять жизнь русских головных уборов.

Сегодня можно купить или заказать кокошник, кику, венец, коруну или другой головной убор соответсвующий вашему статусу, чтобы продолжить традиции Руси в современном мире.

Куда ходить в таком головном уборе сегодня? Спросите вы. Это уже зависит от вашего рода деятельности, образа жизни и смелости. Сегодня русские женские или девичьи головные уборы приобретают для важных торжеств таких как свадьба или государственные праздники, встречи с главами государств или для тематических праздников и балов. А кто-то ходит в русском головном уборе на службу в храм…

Выбор за вами!

Русский головной убор — повязка

Русский головной убор — повязка

Коруна — свадебный головной убор Анастасии Аверьяновой

венец в русском стиле

Женские и девичьи головные уборы на Руси: Традиционный современный головной убор — венец.

Женские и девичьи головные уборы на Руси Современный головной убор повязка.

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Современный венец

Свадебная коруна, оплечье и поручи

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Современная повязка

Вышивка бель, вышивка стеклом

Боярское платье и венец от Валентины Аверьяновой

Украшение на голову: современная повязка

Женские и девичьи головные уборы на Руси: современный венец

Девичий венец

венец в русском стиле

венец и кружевная душегрея с капюшоном

Девичий венец

девичий венец и накосник

Ирина Волина в венце

кружевная душегрея и венец

Кокошник , вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Коруна и накосник

Бель, вышивка жемчугом и бисером

Русская красавица в кокошнике от Валентины Аверьяновой

шоу-рум Валентины Аверьяновой
кокошник и поручи

Кокошник с жемчугом, золотым шитьем и самоцветами

Контакты Дома русской одежды Валентины Аверьяновой

Просим Вас,по возможности, за час до визита в салон одежды в русском стиле звонить по указанному номеру.

Запись в шоу-рум: ☎+7(495)114-50-16

Салон находится по адресу: г.Москва ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, вход 15. Салон работает с 11:00 до 20:00, пн-пт

Источник: http://slavmoda.com/zhenskie-i-devichi-golovnye-ubory-na-rusi/

Женские русские головные уборы – ЕлицыМедиа

Народный головной убор женский. Русские головные уборы женские своими руками. Девичьи и женские традиционные русские народные прически

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз.

На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую.

Общим для всех девиц было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась.

Не совсем понятно, в чем корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья».

Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры), то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Женские традиционные русские народные головные уборы

Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой.

Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога.

Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Кокошник– женский русский народный головной убор

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем.

А он был предметом гардероба замужней женщины. Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона.

Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

Источник: https://media.elitsy.ru/multimedia/zhenskie-russkie-golovnye-ubory/

Как сделать русскую народную прическу: традиционные и современные варианты

Народный головной убор женский. Русские головные уборы женские своими руками. Девичьи и женские традиционные русские народные прически

Славянские прически отличались простотой и практичностью. Девушки носили длинные косы, украшая лентами, самобытными головными наборами. Символом красоты считалась длинная густая коса, русские народные прически основывались на трехпрядном плетении. Современные модницы также используют традиционную укладку, придавая нотки индивидуальности.

Описание стиля

Прически древней Руси не отличались оригинальностью. Простой народ и знать носили одинаковые модели, отличались только убранством головные наборы, одежда.

Женские укладки регламентировались церковными законами, девушки носили одну косу, а замужние женщины заплетали две. Традиционное трехпрядное плетение символизировало красоту, здоровье, жизненную энергию.

Чем толще и длиннее была коса, тем краше считалась девушка.

Вплетенные ленты в колосок означали помолвку и скорое замужество. После вступления в брак женщина не могла появляться на людях с непокрытой головой, а традиционной прической считалось 2 косы.

Одна наполняла жизненной энергией хранительницу очага, вторая оберегала ее детей. Волосы имели особое значение, во время болезней их распускали и старательно расчесывали для быстрого выздоровления.

Настоящим позором для девушки было обрезание косы, так же, как для замужней женщины появиться на людях без платка или кокошника.

Все изменилось в XVIII веке, крестьяне продолжали носить традиционные плетения. На высший свет влияла французская мода, популярными были громоздкие конструкции париков. Носили как мужчины, так и женщины, предпочитали объемные варианты «Пудель», «Грива».

Подобные изделия стоили очень дорого и украшать голову пышными париками могли только представители высшего света. На смену цирюльникам приезжали парикмахеры, которые не только создавали искусственные шиньоны, но и наносили грим.

Внешности уделялось большое значение, создавались целые образы, парикмахеры считались людьми близких к искусству.

В XIX на смену громоздким парикам пришли античные прически. Мужчины уже не носили сложные конструкции, а коротко стригли волосы. Для красавиц предлагались модели на среднюю длину, пряди завивали в разнообразные локоны, которые укладывали на макушке, темени, у висков. В моду вошли симметричные укладки, которые украшали кружевом, бисером, лентами.

В ХХ веке под влиянием исторических событий появились практичные стрижки, андрогенные формы. Новое время отразилось и на парикмахерском искусстве, модницы выбирали паж, каре, боб, «Гарсон», «Сессон», «Пикси».

Длинные волосы уже не ассоциировались с женственностью и красотой, традиционные косички заплетали только школьницы. В XXI веке в моду вернулись длинные волосы, благодаря влиянию многих культур появились новые вариации плетения.

Неизменной осталась лишь русская коса, на основе которой сегодня создаются сложные, современные укладки.

Характеристики русского стиля:

  • основные черты прически — симметрия, заплетенные волосы, аккуратно уложенные в тугую косу, челка редко использовалась в народных прическах, что позволяло сделать акцент на чертах лица;
  • макияж отличался яркими красками, девушки выделяли глаза, брови черными угольками, для губ и щек использовали свекольный сок, чем румяней красавица, тем краше она считалась;
  • в одежде ценилось качество ткани, вышивка, роспись, красочные, цветочные рисунки, национальный костюм включал белую рубашку и сарафан в пол на тонких бретелях, обязательным атрибутом был головной убор — кокошник или платок.

Характерные черты причесок 

Славянские традиции позволяли отрастить длинные косы, ухаживали на Руси за локонами не менее тщательно, чем сегодня. Девушки могли часами расчесывать пряди деревянными гребнями, заговаривая волосы на прибавления красоты. Первыми ополаскивателями были настои трав, а чтобы коса не пушилась, сохраняла аккуратную форму, копну смачивали соленой водой.

Отличительные черты причесок в русском стиле:

  • волосы не обрезаются, ценится максимальная длина;
  • локоны не окрашиваются, природный блеск и сияние достигается благодаря тщательному уходу;
  • отличаются симметрией, выполняются преимущественно без челки, возможны варианты с прямой челкой;
  • основная прическа — трехпрядная коса, также носили колоски вокруг головы, собирали волосы в пучок;
  • волосы туго завязывались, неудачной считалась прическа с выбившимися прядями или торчащими «петухами»;
  • часто использовались головные уборы, разноцветные ленты.

Кому подходят прически в русском стиле:

  • украсит прическа не только обладательниц славянской внешности, подойдет барышням контрастных типажей с выразительными чертами лица, кудрявыми и вьющимися локонами;
  • рекомендуется молодым девушкам, традиционное плетение подчеркнет нежность, красоту юности;
  • зрелым женщинам стоит выбирать прически со свойствами коррекции, объемной макушкой, обрамляющими лицо прядками;
  • старинные прически подчеркивают изящный силуэт, собранные волосы подходят стройным высоким и миниатюрным барышням.

Важный момент! Традиционные укладки стоит комбинировать с современными стилистическими направлениями бохо, гранж, кэжуал, романтичным, пижамным стилем.

Общие рекомендации по выполнению 

Выполнять прически в русском стиле можно на любой длине. Этно образ создается не только благодаря особой укладке. Стоит уделить внимание деталям, аксессуарам. Для многих коса станет отличным вариантом на каждый день. Рекомендуется выбирать для торжественного события, дополняя соответствующим нарядом:

  • собранные модели лучше создавать на второй день после мытья волос или использовать стайлинговые продукты, чтобы прядки не выбивались из общей копны;
  • для придания объема редкой косе рекомендуется накрутить основную часть волос, также можно использовать накладные трессы для увеличения длины, материал подбирается под цвет локонов;
  • отсутствуют начесы, пряди у лица, допускается челка прямой формы, прическа достаточно простая, нотки самобытности создаются с помощью деталей;
  • симметрии укладкам придает вертикальный центральный пробор и трехпрядное плетение, также можно собирать локоны в колосок, пучок, гладко зачесывая локоны назад.

Для создания прически в русском стиле, нужно подобрать подходящие аксессуары. Платки, ленты, кокошники будут выглядеть стильно, современно, сочетаются не только с нарядами а-ля барыня, но и с актуальным кэжуал, гранж, гламурным шиком.

Можно ли сделать укладку самостоятельно

Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун, пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.

Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:

  • щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
  • плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
  • гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
  • невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
  • аксессуары для волос — кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.

Причёски с косами на каждый день быстро и легко.

Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос

Укладки для народных танцев отличаются не сложностью выполнения, а роскошными головными уборами. Выполняются на длинных локонах, толстая, густая коса является обязательным элементом прически. Локоны зачесываются назад, акцентируя внимание на лице. Подходит молодым девушкам с правильными, выразительными чертами, вытянутой, треугольной формы овала.

Коса вокруг головы выполняется на средней и длине ниже плеч. Подходит барышням с точеными чертами лица, правильной формой овала. Вариант удобной, практичной укладки, также используется и для особых случаев. Для придания характерных этноноток можно вплетать ленты, или сочетать с нарядом в русском стиле.

Для длинных локонов рекомендуется выбирать модели с одной или двумя косами. Простая укладка подчеркивает девичью красоту, нежность. Подходит барышням, предпочитающих естественную красоту.

Симметричные прически акцентируют внимание на лице, длинные косы подчеркивают стройный, хрупкий силуэт. Удобная прическа на каждый день позволяет сохранить аккуратную форму, предупредить спутывание длинных прядок.

С помощью аксессуаров лент, венков, ободков, легко создать праздничный образ.

Прически с кокошниками выглядят стильно и современно. Сочетаются с плетениями на средних и длинных локонах, но можно выполнить и на коротких прядках. Головной убор акцентирует все внимание на себе, скроет отсутствие роскошной копны.

Подбирать аксессуар рекомендуется под основной наряд, можно создавать образ не только для фотосессий, но и для торжественных мероприятий. Подходит стройным, высоким девушкам, миниатюрным барышням нужно выбирать аккуратные, небольшие модели русского убора.

Собранные прически с платком используют современные барышни, создавая неповторимые образы. Подходят для холодного периода года, выбирают девушки модельного типажа внешности. Благодаря головному убору создать русский стиль можно в современной интерпретации. Прически с платком рекомендуется выбирать барышням с безупречными внешними данными.

Плюсы и минусы 

Многие модницы отказываются от старинных укладок, но трехпрядная коса является основой многих современных моделей. Учитывая преимущества и недостатки плетения, легко создать яркий, самобытный образ.

Плюсы:

  • сохраняет аккуратную форму на протяжении дня;
  • простая технология плетения не вызывает сложности выполнения даже у новичков;
  • возможно сочетать с современными стилистическими направлениями;
  • русская коса соответствует актуальным парикмахерским тенденциям;
  • выполняется на прямых, кудрявых, вьющихся локонах;
  • оригинальные аксессуары позволяют создавать индивидуальные образы.

Минусы:

  • не подходит зрелым, а также полным женщинам;
  • прическа не обладает омолаживающими, корректирующими свойствами, акцентирует внимание на недостатках;
  • не получится выполнить на коротких прядках.

Звездные примеры

Ксения Собчак выбирает традиционные косы для светских мероприятий.

Ульяна Сергеенко не только разрабатывает успешные коллекции, вдохновляясь традициями древней Руси. Дизайнер и сама использует стильные образы с собранными локонами для светских раутов.

Джиджи Хадид сочетает длинную косу до пояса с красным костюмом и широким чокером.

Наталья Водянова часто появляется с собранными укладками, подчеркивающими уникальную внешность супермодели.

Плетение русской косы.

Источник: https://ExpertPoVolosam.com/pricheski/podobrat/stili/russkie-narodnye-pricheski

Русские головные уборы женские своими руками

Народный головной убор женский. Русские головные уборы женские своими руками. Девичьи и женские традиционные русские народные прически

По мнению некоторых историков, идея кокошника была привезена византийскими купцами. Как бы там ни было, он считается традиционным русским головным убором. Замужние женщины на Руси с непокрытой головой не ходили. “Опростоволоситься” считалось и грехом, и позором. А кокошник считался привилегией незамужних девушек.

При этом волосы частично открыты — для молодых девушек это было допустимо. Праздничный кокошник поражал своей нарядностью и красотой. Его расшивали жемчугом, украшали, насколько хватало фантазии. По этой причине большой и широкий головной убор был доступен только девицам из состоятельных семей.

В статье рассмотрим, как изготовить русские головные уборы женские своими руками.

Технология выполнения

По своей форме головной убор напоминает веер:

  • Изготавливают самодельный кокошник из тонкого картона или с применением ленты из металла.
  • Основу делают из различных видов текстиля — холста, кумача, парчи или бархата.
  • Верхняя часть украшается так, как подсказывает фантазия мастерицы. Искусственный и натуральный речной жемчуг, стеклярус, бусы, парча, бисер, цветы — этот список можно продолжать и дальше.
  • С обеих сторон пришиваются ленты, которые нужны для того, чтобы надежно зафиксировать готовое изделие.

Важно! Есть кокошники с плетеным украшением, закрывающим весь лоб. Иногда изделие выполняют так, что полупрозрачная ткань полностью прикрывает волосы сзади.

Рассмотрим 2 техники изготовления: простую и несколько более сложную.

Вариант 1

Этот вариант изготовления русского головного убора связан со сборкой изделия из картона:

  • Выполните выкройку. Это совсем несложно, даже если у вас нет и намека на художественные способности.
  • Используя полученное лекало, перенесите контур на картон. Это — основа гребня. Далее полученный каркас будет использоваться как выкройка для изготовления из ткани передней и задней части головного убора. Из тканей лучше всего использовать атлас, парчу или сатин.

Важно! Вырезая детали из текстиля, обязательно учтите припуски на швы (1-2 см).

  • Предположим, вы хотите декорировать готовое изделие текстилем. Вырежьте из ткани цветы, звезды, геометрические фигуры.
  • Наклейте полученный декор на дублерин — для дополнительной жесткости.
  • Сшейте вместе переднюю и заднюю половины чехла, вырезанные из ткани. Материал перегибайте при этом внутрь. Оставьте нижний край не прошитым, чтобы можно было вывернуть изделие и надеть на каркас.
  • Наденьте чехол, сшитый из материи, на каркас из картона. Зашейте нижнюю часть. Можно выполнить это вручную.
  • С двух сторон пришейте резинки или ленты, которые будут удерживать на голове всю конструкцию.
  • Прикрепите декор. Украшают кокошник по направлению от краев к центру.

Важно! Не переусердствуйте с украшениями. Картон — не слишком прочный материал, поэтому большую тяжесть он вряд ли выдержит.

  • Если вы владеете техникой бисероплетения, украсьте лобную часть тонкой сеточкой из бисера.

Вариант 2

Это — техника изготовления русского женского головного убора своими руками на каркасе из металла.

Итак, вам понадобятся:

  • Стальная 3-миллиметровая проволока.
  • Толстый картон.
  • Плоскогубцы.
  • Парча.
  • Ленты.
  • Декор.

Последовательность действий такая:

  1. Изготовьте из проволоки обод. Чтобы изделие получилось красивым, нужно, чтобы форма была выдержана идеально.
  2. Вырежьте из картона основу. Это — та часть изделия, которая прилегает к голове.
  3. Выкроите из ткани 2 детали основы. Нужно сделать это заранее, поскольку, когда основа будет пришита к ободку из металла, вряд ли удастся сделать точные выкройки.
  4. Пришейте основу из картона к металлическому ободку. Шаг стежка составляет 5 мм. Более частые стежки делать не нужно, поскольку картон попросту разорвется.
  5. По такому же принципу выполните верхнюю часть головного убора (гребень). После того, как все выполнено, пришейте его к проволочной основе.
  6. Сшейте все детали из ткани в единое целое. Аккуратно наденьте на основу.
  7. Пришейте нижнюю основу, а затем — ленточки.
  8. Последний этап — украшение уже готового изделия. Русский народный головной убор для девочки своими руками можно украсить так, как подскажет ваша фантазия.

материал

Вот так просто вы сможете создать оригинальный и милый кокошник для себя или своей дочки для тематического праздника. Ничего сложного в этом нет — попробуйте, и убедитесь.

Источник: https://serviceyard.ru/garderob/russkie-golovnyie-uboryi-zhenskie-svoimi-rukami.html

Чем на Руси косы покрывали. О важности женского головного убора

Народный головной убор женский. Русские головные уборы женские своими руками. Девичьи и женские традиционные русские народные прически

Головной убор на Руси был неотъемлемой частью женского гардероба. Волосы обязательно заплетали, а голову покрывали в зависимости от социального статуса. Головной убор мог многое сказать о своей обладательнице – её семейном положении, статусе в обществе, территориальной принадлежности.

Девичью косицу мог вершить металлический обруч, закреплённый на затылке, с височными кольцами и различными налобными украшениям. 

А вот обруч, обтянутый тканью, декорированный вышивкой, пластинками, бусами, жемчугами и каменьями называли венцом.

Обыкновенно венцы носили по праздникам и на свадьбу.

Обруч и венец – это трансформации хорошо знакомого нам венка – древнейшего девичьего украшения на Руси.

Женский головной убор на Руси был органически связан с причёской и дополнял её.

Также девушка могла украсить свои волосы повязкой – полоской шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани, закрывающей лоб или темя. Повязка завязывалась под косой, а широкие расшитые ленты спускались на девичью спину. 

Головной убор завершали вышивками, жемчугами, цветами. Повязки носили в основном крестьянки, чаще их надевали по праздникам, а иной раз на свадьбу – вместо венца.

Убранства замужних

После замужества женщины полностью покрывали волосы, и чем более многослойным был головной убор, тем зажиточней считалась его обладательница. 

Одним из таких головных уборов былакика (кичка) – высокое женское убранство, состоящее из позатыльня – полотна, покрывающего плечи; 

повойника – ткани, повитой вокруг головы; 

начельника – передней лобовой части и очелья ­– жемчужной сетки или бахромы. 

Кички были разные по форме, они напоминали рога, копытца и даже лопату. Барыни носили“рогатые” кички, передняя часть которых была заполнена орнаментом, а очелье обшито золотом.

Рога на Руси считались оберегом для матери и по поверьям защищали ребёнка от тёмных сил и сглаза. Высота таких рогов иногда доходила до 20 см, поэтому в рогатой кичке было принято ходить, запрокинув голову.

Кичиться – ходить с высоко поднятной головой.

Интересно, что название этого убора можно встретить в архитектурных словарях, оно обозначает возвышение на передней части корабля. Впоследствии кичку заменили более простые головные уборы – сорока и повой.

Сорока считалась одним из самых богатых головных уборов и состояла из большого количества частей, от 8 до 14. 

Основой для убора служили кичка, позатыльник и сама сорока, которая представляла собой возвышенную макушку. 

Сорока называлась саженой, если она была обшита драгоценными камнями и крылатой, если с боков к ней пришивали ленты с завязками. 

Украшениями для такого убранства служили искусственные цветы, бисер и драгоценности.

“Если смотреть на затылок женщины в этом уборе, всё равно что смотреть на сидящую птицу с подогнутыми крыльями”, – писал пензенский автор Кротков в конце ХIХ века.

Повойник – платок или полотенце, который ранее одевали под кичку, чтобы покрыть голову. Однако, ходить в одном повое на людях считалось признаком плохого тона.

Cнять головной убор с замужней женщины на Руси считалось страшным оскорблением. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься», то есть остаться с непокрытой головой.

Однако, во второй половине ХIХ века, убор стал самостоятельным предметом одежды, вытеснив сороку и кику. Чаще всего повойник носили крестьянки, чтобы защитить волосы от спутывания и загрязнения. 

Праздничный повойник шили из шёлка, атласа или бархата и украшали очелье бисером или драгоценными камнями.

История кокошника

История кокошника полна тайн и загадок – считает Дмитрий Савицкий. А точного времени появления этого головного убора не знает никто.

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в.

бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока». 

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.

Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В руской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, таким образом кокошник был не только украшением женщины, но и её оберегом.

В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребёнка. Изготавливали кокошники в городах, в больших сёлах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали её на твёрдую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями – сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна – низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.

Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трёх частей. Позумент – металлическая ленточка – обрисовывает его по краям, а внутри каждой части “канителью” (витая проволочка) вышивается орнамент – оберег.

В центре располагается стилизованная “лягушка” – знак плодородия, по бокам – S-образные фигуры лебедей – символов супружеской верности.

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого – новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц – семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.

Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики “виноград и роза”, появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании “сладку ягодку и аленький цветочек”.

Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержал многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.

Пётр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.

В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к руской истории и российским древностям.

Увлечение руской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в.

В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.

: «Императрица была в ало-бархатном руском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…».

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну рус­кого патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде.

В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие руские сарафа­ны с ампирной талией и филигранными пуго­вицами спереди.

На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское об­щество некое подобие старинных кокошни­ков.

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого откры­того корсажа с длинными рукавами «а-ля бо­яр» и длинной юбки со шлейфом.

Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге ма­стерская Ольги Бульбенковой из бархата раз­ных цветов и парчи (для императрицы и ве­ликих княгинь) со вставками из белого атласа. Рисунок роскошных золотых вышивок был предопределён указом в соответствии с поло­жением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.

Завершить хочется стихами Владимира Садовника:

Руская красавица,

Как же хороша!

Счастьем улыбается

У тебя душа.

Руская красавица,

Нет тебя милей!

Ищут-зря стараются,

По земле по всей.

Мысли твои ясные

Миру не понять.

Ты – жена прекрасная,

И такая ж мать!

Ты – не вещь блестящая,

Кукла-манекен,

Душу настоящую Ближним даришь всем.

Сердце твоё чистое,

В нём корысти нет,

Очи же лучистые

Источают свет!

Руская красавица,

Будь всегда такой,

Хоть врагу не нравится

Стороны святой!

Какая суть скрывается за формой кокошника

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые из головных уборов, например, кокошники, имеют такую довольно необычную форму? Ведь если рассматривать кокошник с прагматической точки зрения, то с его помощью нельзя защититься от Солнца, дождя или снега, а значит в него изначально вкладывался совершенно другой смысл. Тогда какой именно?

В настоящее время, благодаря созданию специальных технических устройств, появилась возможность получить изображение биологического поля человека, которое представляет собой совокупность излучений человеческого тела в очень широком спектре частот.

Фактически человек непрерывно пребывает в особом энергетическом коконе, который большинство людей в обычных условиях не воспринимает своим зрением. Сравнивая полученные с помощью этих технических устройств изображения биологического поля человека с формой кокошника, легко заметить между ними совершенно очевидное сходство.

Поэтому логично предположить, что кокошник представляет собой материальный аспект светимости биологического тела человека, локально выделенный в области головы.

Можно предположить, что в древние времена, когда человек обладал способностью видения тонких планов существования материи, потребность в подобного рода головных уборах отсутствовала, так как девушка или женщина естественным образом воспринималась сияющей, а вот с того времени, как люди в большинстве своём утратили способность видеть окружающее человека биологическое поле, возникла потребовалось в создании определённых элементов одежды, с помощью которых можно было бы формировать и передавать невидящему человеку информацию о внутреннем состоянии женщины, её целостности и совершенстве. Поэтому кокошник не только повторяет форму биологического поля здоровой женщины, но и благодаря цвету (белый с оттенками синего, голубого, фиолетового и т.д.), а также различным украшениям и элементам отделки, способствует невербальной передаче информации о степени её духовного совершенства.

В связи с этим можно также обратить внимание на то, как раньше называли королей и царей – венценосная особа. Так называли потому, что венец (или корона) также символизирует собой ауру человека или нимб.

Традиционно венец или корона изготавливались из золота или других драгоценных металлов и украшались драгоценными камнями, что на материальном плане должно было символизировать развитость соответствующего энергетического центра у данного человека (коронной чакры).
 

Источник: https://www.kramola.info/blogs/rusy/chem-na-rusi-kosy-pokryvali-o-vazhnosti-zhenskogo-golovnogo-ubora

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.