Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить

Содержание

Так называемая самостоятельность | Блоги, Социум | Наша Психология

Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить

«Он сам не делает уроки/не убирает в комнате/не моет посуду/не (…). И поэтому мне приходится напоминать, заставлять, ругать…» У каждого родителя найдутся такие жалобы. Ок, но почему они связываются с идеей «Мой ребенок несамостоятельный»? Не все так очевидно.

Самостоятельность – что это?

– Как мне развить самостоятельность в ребенке?
– Что вы имеете в виду под самостоятельностью?
– Самостоятельность… ммм… Ну это когда он сам выполняет свои обязанности.

Вы прослушали стандартный диалог родителя и психолога. То есть самостоятельность – это послушное выполнение требований (тут задумчивый эмодзи, потирающий подбородок). Никто не говорит: «самостоятельность – это когда он сам выбирает то, что сегодня наденет». Или: «когда он может добраться сам до секции». Или: «когда она решает, как ей снять селфи».

Мне как человеку-буквоеду нравится начинать с признанных определений. Например, из «Большой психологической энциклопедии».

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.

Выписываем важные понятия: инициативность, критичность, адекватная самооценка, чувство личной ответственности, своя деятельность, свое поведение, мысли (замыслы), чувства, воля. Я бы еще добавила сюда мотивацию.

Примеры самостоятельности:

  • Мальчик пяти лет решил нарисовать пиратский корабль (замысел, инициативность). Он нарисовал его (воля). Смотрит и говорит: «Что-то у меня не все получилось, парус можно было бы лучше нарисовать (адекватная самооценка, критичность), но мне нравится (позитивные чувства для поддержки будущей мотивации)».Итого: человек был в своей деятельности, осуществил свой замысел, как-то к нему отнесся, получил опыт. С точки зрения психологии – это акт самостоятельности.
  • Школьник, 13 лет, решает, что на контурные карты по истории он не будет тратить слишком много времени (замысел, инициативность), и он согласен на «3» за них, но будет стараться в устных ответах (адекватная самооценка и оценка ситуации, критичность, чувство личной ответственности, стратегия поведения). Время и силы он готов потратить на тщательное выполнение домашнего задания по физике, желая получить «5» (мотивация, ответственность, воля, инициативность).Итого: поведение можно маркировать как самостоятельное, так как у него есть все признаки такового. Но что могут сказать родители? «Лентяй, с его-то мозгами мог бы на все пятерки учиться».

Делай, что нужно

«А что, если вместо задания по физике он решит это время в телефоне сидеть?», «А что это он решил рисовать, когда я сто раз попросила лего убрать?» – справедливо спросят родители. Да, все это неприятно. Кстати, увы и ах, «сидение в телефоне» тоже может быть актом самостоятельности (когда, конечно, оно не является зависимым поведением).

Потому что «сидение» «сидению» рознь. Например, ребенок решил отдохнуть часок, чтобы начать делать уроки в 18.00, а не в 17.00, как требует родитель. Возможно, ребенку виднее. Скажем, у него есть опыт, что он успевает сделать уроки до 20.00, знает, что у него лучше идет процесс, когда он переключился. Да и вообще, может он «Википедию» читает.

Про «надо» и «хочу» мы скоро поговорим с вами в новом тексте – про волю и самоконтроль. А пока не будем путать мокрое с холодным. Поведение самостоятельное – отдельно, выполнение требований и обязательств – отдельно.

Я не буду спорить, что школа, уборка, правильное питание и режим – очень важные темы. Это не про свои решения. Не про свою мотивацию. А значит, все компоненты, которые перечислены выше (инициативность, работа мысли, ответственность за результат, воля и т. д.), работают довольно плохо. Почему?

Если какая-то деятельность или поведение человеку навязаны, он не будет с энтузиазмом за них хвататься. Тут включается иной процесс – сопротивление, избегание. О них мы тоже поговорим в отдельном тексте.

Несамостоятельность

Честно говоря, меня больше пугает состояние детей, которые все делают послушно. Шаг за шагом: что сказали, то и сделал. Такой ребенок настолько привыкает к постоянной опеке и внешнему руководству, что и шагу не может шагнуть самостоятельно, ни самого маленького решения без оглядки принять.

В отсутствие родителей он прилипает к учителю, а по мере взросления – к авторитетным сверстникам. Знаете такие типажи? Зато не спорит, уроки делает, когда ему скажешь, и суп ест без вопросов.

Так кто более самостоятельный? Тот, который спорит и отстаивает что-то свое или послушно выполняющий?

Ищем самостоятельность

Сейчас давайте предположим, что вас беспокоит именно то, что ребенок (вроде бы) несамостоятельный, а не то, что он чего-то нужного не делает. Суп отдельно, мухи отдельно.

Я предлагаю вам искать самостоятельность не там, где ее обычно ищут, а в совершенно другом месте.

  • Обратите внимание на деятельность, которую ребенок делает по своей инициативе, которая ему нравится. Скажем, он построил космический корабль из лего – это акт самостоятельности. Или он навел в комнате «свой» порядок, пусть и не лучший, по вашему мнению. Но – свой.
  • Обратите внимание на сферы жизни, где он успешно обходится без вас. Например, раньше вы водили его в бассейн, а сейчас он добирается и полностью справляется сам. Или раньше приходилось поднимать с утра, а сейчас она выбирает одежду, причесывается, делает себе бутерброд и отправляется в школу красивая.
  • Обратите внимание на сферу обязанностей. Возможно, ребенок оптимизирует процесс, чтобы он отнимал меньше сил и времени. Скажем, у него появляется своя система мытья посуды. Или сбора портфеля. Или он настаивает на порядке выполнения предметов (возможно, он что-то знает про себя).
  • Пытается ли он влиять на жизнь семьи? Вносит какие-то предложения?
  • Ребенок отстаивает то, что относится непосредственно к его «границам»: интересы, режим, одежда, друзья.

Если вы нашли примеры, можно не беспокоиться – у вашего ребенка развивается самостоятельность.

Как убить самостоятельность

Скажу сразу, сделать это не так просто. Все же человек организован так, чтобы смочь выжить самому. Поэтому психика сопротивляется, как может. Но поставить человека в сложные условия, где ему будет труднее развивать самостоятельность, можно.

  1. Гиперопека и гиперконтроль
    Достаточно с младенческого возраста опекать ребенка, не давая ему делать то, что он уже может сам, и к школе можно получить человека с вполне сформированной выученной беспомощностью.
  2. Критика и советы
    Критикуйте любые попытки что-то сделать самостоятельно. Объясняйте, что «дерево так не рисуют», а когда он обидится, рассердитесь и скажите, что желаете ему только добра. К школе у него будет прочно сформированный страх оценки и опоры только на внешний авторитет.
  3. Страхи
    Позвольте своим страхам руководить вами. Ребенок, ваш малыш, может ошибиться. Ошибка – это ведь стыдно, неприятно, и в ваших силах его оградить. Постарайтесь сделать так, чтобы он не допускал ошибок. Ну да: гиперопека, контроль, критика, советы. Круг замкнулся.

Не факт, что самостоятельность будет убита, но то, что ей будет тяжелее пробиться, – факт. Правда, есть дети, которые здорово сопротивляются, но это уже про семейные войны.

Выводы

Самостоятельность – это когда человек сам планирует свою деятельность от замысла до осуществления, а также оценивает результат.

То, что вы хотели бы видеть как исполнение обязанностей, – это навыки самоорганизации. Они имеют отношение к самостоятельности, но не прямое. Так сказать, они сестры по воле – и то, и другое имеет корни в волевых процессах. Об этом поговорим отдельно.

Если человек имеет зону для тренировки самостоятельности (и чем старше, тем более широкую), это идёт ему на пользу: принимая решения, реализуя их, он приобретает опыт.

Постоянные тренировки приводят к тому, что у человека формируется способность принимать сознательно мотивированные решения и добиваться результатов, несмотря на трудности.

А это каждому пригодится.

воспитание детейвоспитание ребенкадетская психология детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Источник: https://www.psyh.ru/kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost/

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением.

Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу.

Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги.

Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility

Время быть взрослым — развитие самостоятельности у подростков

Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить

Одна из основных претензий, которые мы предъявляем к современным юношам и девушкам – откровенное неумение принимать решения самостоятельно.

Отсюда неуверенность в поступках, частые ошибки, слабая жизненная активность, отсутствие четкой позиции по основополагающим вопросам. Между тем, умение принимать решения – это такой же навык, как и остальные.

Следовательно, ему можно научить. Нужно только выяснить, каким образом.

5 причин, почему подросток не самостоятелен

Сначала давайте определим причины, почему подросток отказывается принимать самостоятельные решения?

  1. Страх сделать ошибку и превратиться в насмешку в глазах друзей, родственников.
  2. Боязнь последствий, ведь в подростке еще живут детские правила: поступил неправильно – будешь наказан.
  3. Страх неизведанного: неправильно принятое решение может круто изменить жизнь, уйдут друзья, поменяется привычный уклад.
  4. Нехватка опыта – возможно главная причина: подросток попросту не понимает сути проблемы выбора и не в состоянии ее решить сам.
  5. Лень – производное от слабой жизненной мотивации: подростку не за чем делать выбор, он привык, что все сделают за него.

Для того чтобы ребенок совершал в жизни меньше ошибок, научите его преодолевать вышеуказанные факторы.

Способы мотивации

Прежде всего, для подростка необходимо создать жизненную мотивацию, которая заставит его действовать активнее. Так он ощутит собственную ответственность за поступки. Выстраивать мотивацию стоит на основе живого интереса и ни в коем случае не на ругани или шантаже.

Лучше всего, если подросток самостоятельно осознает ценность того или иного занятия и сделает выбор в его пользу.

Для этого стоит время от времени «подкидывать» ему интересную и привлекательную информацию, над которой можно поразмышлять и сделать самостоятельный вывод.

Создавайте ситуации, которые подтолкнут его к необходимости делать выбор. Потом стоит обсудить результаты, проанализировать их вместе и сделать выводы.

Свобода

Постоянный контроль за принятием решений – самый быстрый способ превратить подростка в безынициативную личность. Гораздо важнее научить его принимать решения самостоятельно. Начните, например, с покупки одежды.

Еще до похода в магазин обсудите, что сейчас в моде, постарайтесь вместе определить, какая одежда подходит ребенку. При этом лучше не использовать резких оценок. Обсудите сумму, на которую можно рассчитывать при покупке. А уже непосредственно перед примерочной стоит оставить подростка наедине с выбором.

Понаблюдайте за его действиями и в следующий раз внесите коррективы в обучение с учетом того, что у него получилось, а что нет.

Сравнение

Замечать плюсы и минусы, учитывать разные точки зрения – чрезвычайно важное умение для подростка. Он затрудняется в выборе дальнейшей профессии? Постарайтесь вместе определить наиболее подходящие варианты: сходите вместе на мастер-классы, тренинги, встречи по профориентации.

А затем вместе перечислите положительные и отрицательные стороны профессий, с которыми ознакомились. Вплоть до внесения их в таблицу на бумаге. Наглядный подход, основанный на анализе и сравнении, поможет определиться с выбором.

И ни в коем случае не применяйте командный тон! Постарайтесь быть не ментором, а помощником.

Последствия

Если не обсуждать последствия поступков, то едва ли можно научить подростка выбирать. Именно умение видеть ситуацию на шаг вперед поможет ему ориентироваться.

А понимание того, что каждое действие имеет свое последствие, научит его осознанно подходить к выбору. Можно спросить ребенка, какими видит последствия он сам. Уточнить, каких результатов своим действием он желает добиться.

Затем поделиться своим видением последствий, а далее позволить ему определиться самостоятельно.

Ошибки

Невозможно понять, каков выбор правильный, не обжегшись. Даже если вы сотню раз будете обсуждать с подростком чужие ошибки, они останутся лишь теорией.

Лучше воспользоваться собственным опытом и создавать ситуации, ошибки в которых будут безопасными, но в то же время дадут почву для размышлений. Одновременно научите ребенка принимать ошибки, не впадая в отчаяние и не опуская рук.

Если ошибка повлекла за собой негативное последствие, лучше вместе с подростком найти пути решения проблемы, выслушать его, поддержать, помочь советом, не читая при этом нотаций.

Финансы

Подростковый возраст – самое удачное время, чтобы поговорить об основах экономии, распределении бюджета, о приоритете в покупках. Управление личными финансами – это постоянный выбор и умение правильно расставлять приоритеты.

Стоит подключить ребенка к планированию семейного бюджета и на практике демонстрировать ему возможности правильного выбора на серьезных примерах. Вам предстоит летнее путешествие? Совместное составление сметы на поездку научит подростка ответственно подходить к построению финансовых планов.

Попутно объясните, чем грозят необоснованные траты во время поездки.

Привычка принимать решения

Развитие навыков умения принимать решения  – процесс долгий и кропотливый, подходить к нему нужно с терпением и спокойствием. Не факт, что у вас сразу все начнет получаться.

Достичь цели можно только в том случае, если не прерывать общение с подростком ни на один день.

Тогда необходимость принимать решения войдет у него в привычку, и постепенно он разовьется в самостоятельную личность с активной жизненной позицией..

Источник: https://blog.smart-course.ru/razvitie-samostoyatelnosti-u-podrostkov/

Самостоятельность – это… Что такое самостоятельность и как развить ее у детей и подростков?

Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить

Самостоятельность – это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность».

Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо».

Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Развитие самостоятельности у детей

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка – это в первую очередь его “отдельность” и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность.

Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение.

Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Пассивность и безынициативность – это главная проблема подростков и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет.

До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность.

Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается.

Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной обязанностью ребенка является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет.

Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность.

Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером.

Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс.

Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой.

Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах.

Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Источник: https://FB.ru/article/137706/samostoyatelnost---eto-chto-takoe-samostoyatelnost-i-kak-razvit-ee-u-detey-i-podrostkov

Воспитательное занятие для подростков на тему: « Мой выбор – самостоятельность»

Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить

Воспитательное занятие для подростков на тему:

« Мой выбор – самостоятельность»

Цель: Формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, ответственности за свой выбор при решении жизненных проблем.

Задачи:

  1. Проследить взаимосвязь цепочки понятий: самостоятельность – взрослость – ответственность – выбор.

  2. Закреплять способности вырабатывать собственную тактику принятия решений и делать осознанный выбор;

  3. Стимулировать речевую активность, через проговаривание принятых решений.

Материал: видеоролик из к/ф «Майор Пейн», карточки с заданиями, магнитная доска, магниты, памятки, маркер, разноцветные стикеры.

Подготовительная работа: изготовление мини – коллажей «Моя будущая жизнь»

Ход занятия.

Iч. Вводная. Определение темы занятия

– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем вы назовёте тему занятия, посмотрим на экран.

(3 слайда о самостоятельности)

а) – Если ребёнок говорит: «Я сам», если любой человек сам что – то делает, какую черту характера он проявляет? (самостоятельность)

– Верно! (слово выставляется на доске)

– Снова смотрим на экран. (з слайда о выборе)

б) – Что делают эти люди? (выбор)

– Если выбор касается лично тебя, то это чей выбор? (мой выбор)

– Верно! (слово вывешивается на доске)

– Назовите тему нашего занятия. («Мой выбор – самостоятельность»)

IIч. Основная

– Тема очень серьёзная.

– Скажите, считаете ли вы себя самостоятельными?

– Считают ли воспитатели вас самостоятельными?

– Поднимите руки, кого считают? Почему?

– Скажите, а что же такое – самостоятельность?

(выделить составляющие взрослость, ответственность, выбор, выставить слова на доске)

– Молодцы! А теперь проверим, насколько вы самостоятельны. Я предоставляю вам право сделать свой самостоятельный выбор – определитесь, кто с каким понятием будет работать. (соответственно выбору детей выдаются карточки)

Инструкция: на карточках есть 4 определения, вам нужно выбрать правильное.

1. Что такое самостоятельность?

2. Что такое ответственность?

3. Что такое взрослость?

4. Что такое выбор?

( Индивидуальная работа детей по карточкам под тихую музыку. Выбирают информацию, зачитывают)

Вывод. Человек становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и чувствовать за них ответственность.  Самостоятельность – это основа взросления. 

-Давайте посмотрим видеоролик из к/ф «Майор Пейн».

Вопросы:

  1. Кто взял ответственность за поступок на себя? Почему? (За себя легче отвечать, чем за других)

  2. Что сделал Майор? Зачем? (Нагрузил ответственностью. Назначил ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться).

  3. Можно назвать кадета Стоуна взрослым? Почему?

  4. Мог кадет отказаться быть командиром отделения? Почему?

Самостоятельный и взрослый – это тот, кто смело берет на себя ответственность за что-либо или за кого-либо, тот, у кого есть совесть, цель в жизни.

Вывод: Время от времени полезно поставить человека в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить – бери на себя работу ответственности. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Самостоятельность – обязательный атрибут взрослости. 

– Попробуйте сделать самостоятельный взрослый выбор при решении проблемной ситуации. Вы должны ответственно отнестись к своему решению. Разбейтесь на пары.

Ситуация « Ваша подруга ушла от своего друга и просится к вам пожить на неопределённый срок». Есть три варианта обыгрывания:

  1. Вы отказываете

  2. Вы даёте себя уговорить

  3. Преподносите ситуацию так, что подруга сама отказывается

– Выберите вариант, который больше нравится.

(Работа в парах, обыгрывание, помощь друг другу).

Вывод: Отказав или согласившись, вы приняли самостоятельное решение в данной ситуации. Преодоление трудностей и есть взросление.

– Существуют ситуации, где от вашего выбора ничего не зависит. В этом случае, что мы сможем сделать? (сориентироваться и действовать по ситуации)

Вывод: Если выбор не зависит от вас, то нужно сориентироваться по ситуации и выбрать правильное решение. От вас будет зависеть только результат ваших действий. Старайтесь действовать осознанно.

– Мы с вами на прошлом занятии сделали мини – коллажи «Моя будущая жизнь».

– Скажите, вы сделали осознанный выбор или желаемый? (желаемый)

– Может ваш выбор стать реальным? Как? (ответы детей)

Вывод: Важная деталь взрослости – это умение делать разумный выбор. Выбор, выбор, и ещё раз выбор. Каждый день, каждую минуту. Приучите себя делать осознанный выбор всегда, при любых обстоятельствах. И один из самых главных выборов для человека, это выбор —быть счастливым или нет.

IIIч. Итог. – Посмотрите внимательно на эти утверждения и выберите то, которое соответствует вашему внутреннему состоянию.

  1. Я выбираю самостоятельность (розовый стикер)

  2. Я предпочитаю оставаться в детстве (зелёный стикер)

  3. Я не хочу принимать ответственность на себя (жёлтый стикер)

  4. Я хочу, чтобы за меня решали другие (оранжевый стикер)

– Вы самостоятельно подвели итог нашего занятия. Какая тема была заявлена? Какой выбор сделали вы? Значит, ваш выбор – самостоятельность!

Приложения

  1. Я выбираю самостоятельность

  1. Я предпочитаю оставаться в детстве

  1. Я не хочу принимать ответственность на себя

  1. Я хочу, чтобы за меня решали другие

Мой выбор

Карточки к занятию

  1. Самостоятельность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого, его неповторимость и уникальность.

  1. Самостоятельность – это способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет.

  1. Самостоятельностьнеспособность самостоятельно принимать решения, привычка оглядываться и ждать, кто бы за тебя все решил.

  1. Самостоятельность это яркие позитивные особенности человека, выделяющие его как личность из массы всех остальных.

  1. Ответственность — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли.

  1. Ответственность – это качество личности, обязывающее человека (без объективных на то оснований) отвечать за свои и чужие поступки.

  1. Ответственность – это отсутствие жизненных ориентиров, сужение внимания до потребностей своей личности, потеря интереса к жизни.

  1. Ответственность – это понимание того, что ты всем и всегда что – то должен.

  1. Взрослость – это возможность четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем.

  1. Взрослость – это характеристика отношения человека к жизни и другим людям, предполагающая взвешенность и осторожность готовность к неизбежным компромиссам.

  1. Взрослость – это способность остро чувствовать и переживать. 

  1. Взрослость – это самоустранение от мелких дел, подготовка себя к глобальным переменам

  1. Выбор – это ответственное решение между двумя или более альтернативами, когда человек отдает себе отчет в возможных последствиях своего решения и принимает за них ответственность.

  1. Выбор – это пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. 

  1. Выбор – это стремление воплотить в реальность тот потенциал (жизненный и творческий), которым обладает человек.

  1. Выбор – это поиск и утверждение своего я, особенности своего существования в каждый момент времени.

Источник: https://infourok.ru/vospitatelnoe-zanyatie-dlya-podrostkov-na-temu-moy-vibor-samostoyatelnost-1861074.html

Самостоятельность подростка. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Примеры самостоятельности подростка обществознание. Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Надо себя заставить

Cамостоятельность, казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

  • ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их,
  • справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях,
  • определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

Известно, что самостоятельность ребёнок начинает осваивать ещё с раннего детства, и первые его шаги в самостоятельность — это первые, ещё не совсем уверенные движения к яркой игрушке. Но настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность.

1-й этап. “Нужна ли мне самомстоятельность?”, 5–6 класс

Как проявляется?

  • Становится непослушным,
  • сопротивляется проявлению заботы и контроля.

Что делать?

  • терпеливо проявлять внимание, участие,
  • акцентировать внимание на положительных качествах,
  • осуществлять поддержку,
  • повышать уверенность в себе,
  • обсуждать начало взросления.

2-й этап. “Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое”, 6–7 класс

Как проявляется?

  • Борется за свою независимость,
  • закрывается в комнате,
  • настаивает на правах, игнорирует обязанности,
  • часто не следит за своей речью, может обидеть.

Что делать?

  • Обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей),
  • сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка,
  • прощать и отделять реальные чувства от слов, осуществлять поддержку,

3-й этап. “Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею”, 8–9 класс

Как проявляется?

  • Есть своё мнение, не всегда верное,
  • считает именно своё мнение истинно верным,
  • не считается с мнением родителей, поступает так, как хочет,
  • есть стремление попробовать всё, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.),
  • считает, что он всё может, и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).

Что делать?

  • Аргументировать запреты,
  • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия,
  • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим),
  • не считать свою позицию на 100% правильной,
  • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),
  • не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился,
  • в спорах пытаться договориться.

4-й этап. “Проявляю самостоятельность”, 9–11 класс

Как проявляется?

  • Прислушиваются к мнению родителей,
  • сами просят советов,
  • понимают свои реальные возможности,
  • пытаются сами договориться,
  • воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания,
  • действуют самостоятельно,
  • переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учёба, работа).

Что делать?

  • Поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, ещё большим успехам),
  • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь,
  • минимизировать контроль,
  • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.

Р.S.: Я сторонник того, что каждый подросток уникален в своих проявлениях и самостоятельности тоже, поэтому данные этапы не стоит воспринимать очень конкретно и только так — всё очень индивидуально, но, думаю, полезные рекомендации можно найти.

Примета первая. Заметно изменяется поведение ребёнка. Тихоня может вдруг стать отчаянным шалуном, а активный ребёнок — затихнуть и проводить часы в непонятной задумчивости.

Примета вторая. Настроение становится неустойчивым и легко изменяется. После надрывного плача может последовать телефонный звонок… Читать дальше

Недавно я была на учёбе. Мы по алгоритмам разрабатывали социальные проекты. Пять групп участников — пять произвольных тем. Соседний стол меня “зацепил”: главная цель проекта — отвратить детей от Интернета. Способы реализации — организовывать весёлые мероприятия с приглашением “звёзд”; заказчики — родители… Читать дальше

Лупите своего сынкаЗа то, что он чихает,Он дразнит вас наверняка,Нарочно раздражает!Сынка любая лупит матьЗа то, что он чихает. Он мог бы перец обожать,Да только не желает!

Л. Кэррол.

Любая мать любит своего ребёнка. Это звучит как аксиома, но также верно и то, что любая мать испытывает самые… Читать дальше

Современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад. Сегодня они носят джинсы с огромными дырками, разъезжают по мегаполису на гироскутерах, погружены в смартфоны и социальные сети, которые наперебой предлагают неокрепшим умам различные и не всегда безопасные увлечения. Вы заметили… Читать дальше

Задание: составьте письменный “список выживания”, с подробными инструкциями, что вашему ребёнку понадобится, чтобы комфортно жить в современном мире. Чтобы вы в 18 лет его выпустили за порог и даже не волновались.
Просто? Но мы видим много примеров, когда родители не отпускают от себя чадо до старости… Читать дальше

  • ВКонтакте
  • От посетителей портала0

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/samostoyatelnost_podrostka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.