В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

Содержание

Что такое семейные ценности

В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие, наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это являются фундаментом, на котором строится ячейка общества, залогом ее прочности и долговечности.

В этой статье мы расскажем о том, какие бывают семейные ценности, каких видов и классификаций, что к ним относится, как их воспитать, какое значение они несут и как их сохранить, приведем исчерпывающие примеры и поделимся некоторыми советами.

Можно открыть Википедию и прочитать длинное, написанное умными словами определение. Но мы пойдем по более простому пути и попробуем объяснить все своими словами.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь

семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим.

Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции.

В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:

  • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
  • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Значение семейных ценностей

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади.

Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников.

Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа.

Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться.

Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

В чем уникальность нашей методики?

  • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию. Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
  • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
  • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда.

Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Источник: https://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

Чего не должны знать про вас дети. Иерархия в семье

В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу.

Семейная система

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

Триангуляция

Триангуляция — эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка.

В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами).

В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери.

То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей.

В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта».

Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.
[attention type=red]
То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.
[/attention]

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Парентификация

Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз.

Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь.

Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).

Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители!

Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями;

Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия;

Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, —

Знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.

Мария Мухина

Поделитесь этой информацией со своими друзьями!

Источник: https://asjust.ru/interesno/chego-ne-dolzhny-znat-pro-vas-deti-ierarxiya-v-seme.html

Нарушения иерархии в семейной системе. Чего нельзя делать родителям со своими детьми. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

Иерархия — один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия:

Триангуляция

Триангуляция — эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнёрами.

Это перевёрнутая иерархия, при которой статус ребёнка в семье равен родительскому. Пример: “Дочь-подружка”. Мама общается с дочерью на равных, как партнёры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребёнка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребёнка.

В норме сила ребёнка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сёстрами).

В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребёнка начинает происходить сумятица.

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает её авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребёнок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери.

То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений.

Метафорически это звучит так: “Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта”. Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом — всё. Так же дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюблённостях родителей.

Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя. То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях.

Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернёмся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Парентификация

Термин парентификация произошёл от английского слова “parents” — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевёрнутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма или наркомании одного или обоих родителей.

Пример: Если отец химически зависимый, и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую инфантильные, поэтому ребёнок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, её существование и гомеостаз.

Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жёсткими.

Жёсткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребёнка, как правило, нет друзей, он ведёт замкнутую “взрослую” жизнь. Это перевёрнутая иерархия, при которой статус ребёнка в семье выше родительского.

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет её и, как следствие, перестаёт быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Нарушение иерархии в сиблинговой (детской) подсистеме происходит, как следствие парентификации, когда старший ребёнок берёт на себя ответственность за родительскую подсистему, он так же берёт ответственность и за детскую подсистему (младших детей).

Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жёстко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий.

В таком случае, мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет, с кем создать свою коалицию: например, со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребёнка, есть и здоровые варианты — это коалиции “по горизонтали”: к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители, когда вы “дружите” со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями; когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребёнка покрывать ваши болезненные пристрастия; когда ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за “бессонные ночи” в виде внимания или сочувствия, — знайте, что тем самым вы лишаете своего ребёнка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребёнка его Жизни, потому что пока ребёнок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.

Берегите себя и своих близких!

Почти вся отношенческая психотерапия разворачивается в одной и той же точке.Встречаются каннибал и обычный человек. Каннибал хочет полюбить-полюбить обычного и потом съесть его. А обычный хочет просто полюбить каннибала, но чтобы тот не ел его. И тогда обычный человек приходит на психотерапию и говорит… Читать дальше“Да, но…”, — одна из любимых игр немотивированного клиента. “Да, я помню про домашнее задание, но не было времени/места его выполнить… Да, я сам принял условия сеттинга с консультациями 1 раз в неделю, но выяснилось, что они мне не подходят и я хочу получать консультации раз в месяц/год… Да, я очень… Читать дальше
Как-то проходя мимо дерева, один любознательный человек, допустим, это был Никодим, заметил нечто необычное — кокон бабочки. Надо заметить, что Никодим был очень образованным и “продвинутым” человеком. Он увлекался эзотерическими практиками, старался всегда и везде быть полезным, обладал любознательным… Читать дальшеНас всех так, или иначе, воспитывали. А многих из нас воспитывали хорошо, и учили нас быть хорошими, удобными, правильными. Как это выглядело? “Не повышай голос, ты же хорошая девочка!”, “Уступи младшему, ты же добрая!”, “Не хвастайся, не выпячивайся, ведь ты не хочешь быть эгоисткой!”, “Потерпи… Читать дальше
“Рай детства — это чаще всего иллюзия, которой тешат себя взрослые”Карен Хорни”Я как маленькая заплаканная девочка, которая прячется под столом. Мои родители ссорились, иногда дело доходило до драк, меня это очень пугало, я забиралась под стол в зале и тихо там сидела”, “Да, сейчас я чувствую себя… Читать дальшеВ нашей многострадальной стране ещё недавно были такие времена, когда только жёсткая и беспрекословная дисциплина могла дать надежду на выживание семей. Родителям было не до детей, не до их потребностей — как бы хлеб добыть. Там и тогда, в тех обстоятельствах жёсткие физические наказания и отношения… Читать дальше
Любовь к ребёнку — один из самых загадочных и неоднозначных видов любви. Говорят, что любовь матери к ребёнку должна быть всепоглощающей и безусловной — с появления его на свет и на всю жизнь. Но как быть тогда с тем чувством усталости от ребёнка, когда хочется забыть о том, что он вообще существует… Читать дальшеПроисхождение, формирование и заблуждения связанные с границами. Речь пойдёт о межличностных границах, о том, что способствует или мешает выстраивать их, а также видах нарушений границ личности.Самая первая ассоциация, которая может возникнуть при употреблении слова “граница” —… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/narusheniya_ierarhii_v_semeynoy_sisteme_chego_nelzya_delat_r/

Нарушения иерархии в семейной системе. Чего нельзя делать родителям со своими детьми – Роса ТВ

В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей.

В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта».

Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.
[attention type=red]
То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.
[/attention]

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Для чего нужна иерархия в семье?

В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

В семье иерархия необходима, как в любом другом микросоциуме. Никакие социальные группы на самом деле не могут быть анархичны, даже если очень к этому стремятся. В семье могут быть дружеские и демократичные отношения, но при этом родители не могут быть «друзьями» ребенка, равноправие невозможно в принципе.

Если родители и дети равны в своих правах — они должны быть равны в обязанностях. Если родители и дети равны — то родители не нужны в принципе, сам институт семьи не нужен. В семье есть старшие — родители, они ответственны за воспитание ребенка, за его поведение, за его будущую жизнь.

Любые псевдогуманистические теории в духе «нужно ребенку предоставить полную свободу, дети от природы могут поступать интуитивно, ребенок сам знает, как нужно поступать… » — всего лишь бегство от собственной ответственности.

Откуда ребенок может знать, как поступать, если у него нулевой социальный опыт и нет никаких представлений о нормах поведения?

Родители передают ему свой опыт, направляют его, ставят ему границы и следят за их выполнением. Самоконтроль не дается человеку от природы — он развивается. И развивается он на основе внешнего контроля — сначала родители контролируют ребенка, потом у него постепенно формируется самоконтроль.

Если говорить о равных позициях детей и родителей, тогда ясно следует, что дети не должны слушаться родителей и выполнять их требования, а все должны приходить к «консенсусу» путем демократических переговоров. Но в семье это невозможно в силу, опять-таки, отсутствия опыта у ребенка и опытности родителей. У детей нет представлений о последствиях поступка, причинно-следственные связи развиваются тоже постепенно.

Если допустить, что родители дают ребенку равноправие и ориентируются на его «интуитивное поведение», тогда нужно оставить новорожденного ребенка отдельно от родителей и дать ему «свободно развиваться».

 Понятное дело, что ребенок просто погибнет таким образом. Значит, его свобода тоже растет постепенно, она зависит от его усвоения некоторых навыков и норм поведения. Если мама не кормит ребенка — он умрет с голоду, т.к.

в трехдневном возрасте он не может себе добыть еду самостоятельно.

Но уже в трехлетнем он может взять пищу со стола и поесть сам, если голоден. Так же постепенно развивается и духовная сфера, и социальная, и степень свободы и ответственности ребенка тоже складывается потихоньку, а степень родительского контроля уменьшается по мере взросления и передачи ответственности самому ребенку.

Конечно, вопрос о правильной иерархии в семье подразумевает здоровые отношения внутри ее, а не представляет родительский контроль и послушание ребенка как бессловесного предмета, которым манипулируют.

Просто родители дают ребенку свободу лишь там, где, по их мнению, он уже дорос ее получить. Он свободно двигается внутри тех границ, которые ему ставят.

Границы же ставят родители, они следят за их выполнением и изменяют их соответственно возрасту и возможностям ребенка.

Маленькие дети еще не могут нести ответственности за свой выбор, только там, где его предлагают родители, и где они допускают, что этот выбор возможен.

Родители заботятся о ребенке, стараясь максимально использовать все, что дано ему от природы, учитывают его потребности, но при этом ориентируются на собственный разум и свои представления — ребенок может выражать неадекватные ситуации потребности, и это не значит, что родители должны бросаться их выполнять.

Позволить ребенку объесться сладостями, потому что он «так хочет», чтобы потом его вырвало несколько раз за ночь — очень жестокий эксперимент над его организмом, и полная безответственность его родителей (я рассказываю реальный случай — позиция родителей была «он должен был сделать свой выбор»).

Родители — старшие по положению, у них есть власть (но не самодурство!), на них полная ответственность за ребенка, они управляют его жизнью до тех пор, пока он не вырастет до такой степени, что берет эту ответственность на себя. В разных сферах эта ответственность выражается по-разному, и наступает в разное время.

Так или иначе, мы все равно задаем ту нишу, в которой будет развиваться ребенок:

социальное положение, национальность, религиозная принадлежность, тип отношений в семье, и т.п. здесь просто невозможно, даже теоретически, предложить ребенку выбор. Следовательно, так или иначе, родители что-то решают за ребенка, и приводят его в мир уже с определенными условиями. Значит, пытаться придумать некую «полную свободу выбора» — идея утопическая.

Тезис о том, что ребенок с самого момента зачатия отдельная личность и ее нужно уважать, сам по себе правилен, только иногда случается «хотели как лучше, получилось как всегда» — сторонники «уважения личности» и «защиты прав ребенка» считают, что ради прав ребенка нужно попрать права семьи и отвергать личности родителей. Но при правильной системе отношений и в условиях иерархии взаимоуважение не только возможно, а обязательно: родители пользуются уважением как авторитетные и опытные старшие наставники, дети пользуются уважением как развивающиеся новые личности.

Нет никаких проблем проявлять уважение друг ко другу в условиях разных положений, иерархичного устройства семьи. «Права детей» — это сфера родительской ответственности, а не детской.

Главное, для чего ребенок принимает более высокое иерархичное положение своих родителей — собственная уверенность, ощущение защищенности, ощущение надежности этого мира.

Если родители «равноправны», по положению равны детям — это дает детям подсознательный страх отсутствия всякой защиты в этом мире.

Ребенок приходит совершенно беспомощным созданием, рассчитанным на полную зависимость от своих родителей. И нагружать его ответственностью там, где он даже не может ее представить, просто жестоко. Дети должны получать чувство гармоничности и надежности мира, где они находятся под защитой своих родителей.

Если же родители уравнивают себя в положении с детьми, они лишают ребенка этой подсознательной уверенности.

Кроме распада института семьи, это приводит к поиску других ощущений — дети, которые росли без границ (обратная форма — излишний деспотизм), обычно ищут этих границ извне, и становятся легкой добычей разных асоциальных группировок.

Человек так устроен, что он не может развиваться без границ, значит, если ребенку их не дают родители, он ищет их в других источниках, потому что ребенку границы дают, прежде всего, знание о мире, где все предсказуемо и надежно, где есть четкое разделение на области допустимого и недопустимого, в этом мире ясно и просто жить. Если же границ нет, социальные роли в семье сняты, мир становится полностью непредсказуемым и враждебным.

Впрочем, достаточно посмотреть, как развивалось европейское образование на предыдущие сто лет — как старательно разрушали патриархальный быт семей, отвергали роли родителей и «боролись за права детей». В итоге большинство детей — «понаехавшие» эмигранты, а собственно институт семьи уже совсем спасать нужно, как и демографическое положение коренного населения Европы.

Дети не могут жить без защиты — не только физической, но и моральной, не только осознаваемой, но и подсознательной

Поэтому снимать с себя ответственность за ребенка и перекладывать ее на детские плечи в высшей степени недостойное поведение взрослых, приведших своего ребенка в этот мир, и отказавшихся быть для него надежными проводниками, предоставляя ему мнимую «свободу» и непонятное «равноправие».

ОРИГИНАЛ

Источник: https://soznatelno.ru/dlya-chego-nuzhna-ierarhiya-v-seme/

Не нарушайте старшинство в семье Иерархия важно в… – Философия Счастья

В чем состоит суть иерархичности семейных отношений. Иерархия семейных отношений. Чего не должны знать про вас дети

  • Иерархия важно в любой системе, а особенно в семье

    Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

    Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

    В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

    Триангуляция

    Триангуляция – эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

    Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка.

    В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами).

    В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.

    Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери.

    То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

    Чего не должны знать про вас дети

    Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей.

    В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта».

    Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

    Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.
    [attention type=red]
    То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.
    [/attention]

    Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

    Парентификация

    Термин парентификация произошел от английского слова «parents» – родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

    Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими.

    Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.

    Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

    Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

    Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).

    Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

    Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.

    Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

    Уважаемые Родители!

    Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями;

    Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия;

    Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, –

    знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.

    Источник 

    Присоединяйся!

    Философия Счастья – самое увлекательное сообщество на !

    А что Вы думаете об этом?

  • Источник: https://happy-philosophy.ru/post/166191223935/narusheniya-ierarhii

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.